Лучший педагог года

Использование кинезиологических упражнений для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей с ТНР

Людмила Кузнецова
Использование кинезиологических упражнений для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей с ТНР

Муниципальное казенное образовательное учреждение

"Новосидоровская средняя общеобразовательная школа

имени 25 героев 12 пограничной заставы"

Кетовский муниципальный округ

Курганская область

Мастер-класс на тему:

«Использование кинезиологических упражнений для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей с ТНР».

Учитель-логопед:

Кузнецова Л. П.

2024 год

Цель мастер-класса: Повышение компетентности родителей по использованию нетрадиционных форм развития артикуляционной общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

1. Повышение уровня знаний родителей по данной теме.

2. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному, речевому и физическому развитию дошкольников.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми дома.

Ход мастер-класса.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю вас, что вы пришли!

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач является метод кинезиологии.

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Эта технология основана на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания, способствует выработке речедвигательной координации.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно: нарушение звукопроизношения (снижение внятности речи, дефекты звуков, сниженный фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).

У детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная сформированность ручного праксиса.

С целью повышения эффективности логопедической работы над коррекцией звукопроизношения, развитием речевого дыхания и развития мелкой моторики применили в работе приёмы кинезиологии.

Кинезиологические упражнения позволяют:

— создавать новые нейронные связи;

— улучшать концентрацию внимания, память, пространственные представления;

— гармонизировать работу обоих полушарий мозга;

— улучшать зрительно-моторную координацию;

— тренировать периферическое зрение, которое необходимо для беглого чтения;

— управлять своими эмоциями;

— помогут исправить звукопроизношение;

— развить речевое дыхание.

Виды кинезиологических упражнений:

• Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

• Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

• Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

• При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

• Артикуляционная гимнастика.

Используя кинезиологические упражнения со своим ребенком дома, вы сможете внести разнообразие в повседневное выполнение упражнений, которые вам рекомендует учитель-логопед. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему ребёнку более четкую инструкцию по выполнению каждого задания.

Рекомендации по применению:

-Занятия можно проводить в любое время;

-Систематичность выполнения, ежедневно, без пропусков;

-Постепенное увеличение темпа и сложности;

-Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

-Требуется точное выполнение движений и приемов;

-Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

-Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до

20 – 35 минут в день.

-Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании.

- Сейчас, предлагаю вам познакомиться с данными упражнениями и попробовать их выполнить.

Кинезиологические физминутки и упражнения

1. Упражнение «Ухо – нос»

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

2. Упражнение «Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся родитель. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет родитель. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

3. Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

4. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).

5. Упражнение «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положения. Данное упражнение очень эффективно при автоматизации поставленного звука, а так же при нарушении слоговой структуры слова.

6. Дыхательные упражнения

Дыхательные кинезиологические упражнения для дошкольников не трудные, но очень полезные. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции звукопроизношения, так как без сильной, ровной воздушной струи невозможно добиться правильного звукопроизношения.

«Задуть свечу»

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно сначала задуть большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объём воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

«Аэробол»

Принцип действия тренажера прост: нужно подуть в трубочку так, чтобы пенопластовый шарик стал парить в воздухе.

«Футбол с трубочками»

Мяч находится посередине поля, игроки дуют (вдыхают через нос, а выдыхают через рот) каждый со стороны своих ворот и забивают голы, побеждает тот, кто забил большее количество голов.

Пособия для выполнения дыхательной гимнастики можно сделать вместе с ребенком, в таком случае у него никогда не исчезнет интерес к занятиям.

7. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения. Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционную гимнастику важно выполнять перед зеркалом 5-10 минут. Комплексы артикуляционных гимнастик на разные звуки для вас уже подготовлены, в конце мастер-класса я вам их вручу.

8. Упражнение: «Качание головой»

- Как вы считаете для чего данное упражнение? (ответы родителей). Давайте попробуем его выполнить согласно инструкции

Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем начните покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только можете, дышать. Данное упражнение помогает расслабить мышцы шеи, улучшить мозговое кровообращение, повысить когнитивную функцию (память, внимание.

8. Упражнение: «Рисование двумя руками»

1. Начинаем с рисование линий, точек. Потом можно учить рисовать круги, овалы, волнистые линии, простые предметы (капельки, снежинки, травку и пр). В данном процессе важно, чтобы задействованы были обе руки одновременно, а качество рисунка не имеет значения. Предлагаю вам попробовать данное упражнение.

9. Использование щипцов, ложек и др. подручных материалов.

Упражнения по развитию мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (греча, фасоль, горох, манка) занимают особое значение. Большой интерес к такого рода упражнениям у ребенка возникает в возрасте от 1,5 до 3 лет, именно в этот период ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. И позднем возрасте дети с удовольствием и с большим интересом работают с крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться. В процессе совершенствования данных навыков упражнения можно усложнять.

- Предлагаю вам попробовать пересыпать крупы при помощи пластиковых ложечек двумя руками одновременно, а затем скрестив руки.

10. Строим башенки.

Материал можно подобрать любой — хоть конструктор, хоть обычные крышечки из-под пюре. Когда ребенок строит, у него развивается мелкая моторика рук, глазомер, тактильная чувствительность, внимание, мышление и речь. Такая игра не займет много времени, но доставит большое удовольствие и вам и ребенку от совместной деятельности, а главное поможет развить кинестетические движения и межполушарные связи.

- А как можно обыграть простую постройку башенки? Как вы думаете? (ответы родителей).

В интернет-магазинах появилось новое оборудование (межполушарные доски, нейротренажер «Умная восьмерка», балансировочные доски многое другое, которое смело можно использовать дома.

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития. Такой подход позволяет наполнить ваше ежедневное общение с ребенком новыми эмоциями и развить у него полезные навыки, несущие в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

- Благодарю за внимание!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Использование кинезиологических упражнений для развития речи и координации движений детей дошкольного возраста Представленный опыт накапливался в результате работы с детьми старшего дошкольного возраста два года. Выбранное мною направление деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование кинезиологических упражнений для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей с ТНР
Опубликовано: 2 октября 2024 в 10:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологических упражнений для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД