Елена Кушнарева
Использование карточек PECS в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с особыми образовательными потребностями характерно нарушение коммуникативной сферы. От навыка общения ребенка зависит его дальнейшая социализация и адаптация.
Если родители еще как-то могут понять что хочет их ребенок, то для окружающих он становится непонятным, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию. Возникает вопрос: как же общаться с неговорящим ребенком?
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, при помощи которых они смогут общаться с другими людьми.
Темочки:
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, в которой особо отмечается необходимость использования дополнительных и альтернативных способов общения (25 апреля принят ФЗ).
Обучение по системе альтернативной коммуникации решает эту проблему.
В 1985 году в США под руководством доктора Энди Бонди и его помощником Лори А. Фрост была разработана методика альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) для неговорящих детей с аутизмом. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых отмечаются трудности с речью и общением.
Цель системы ПЕКС - научить ребенка инициативе коммуникации, чтобы он мог подойти к взрослому, сообщить о своих желаниях, используя различные карточки с изображениями.
Система строится на принципе пирамиды, т. е. на восхождение, от простого к сложному.
Как правило, с карточками PECS начинают знакомить детей младше пяти лет; проводят ее в виде игры, которую можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома.
Система состоит из символов, разделенных на 10 групп: нужды, еда (напитки, внимание, чувства, эмоции, деятельность дома, на прогулке, в центре, транспорт.
Система обучения состоит из 6 этапов. Каждый из этапов требует тщательной отработки полученных навыков. Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка.
1 этап «Как осуществлять общение». Осуществляется физический обмен картинки на предмет.
Сначала на этом этапе вводятся первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т. к. дети с особыми образовательными потребностями часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.
Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.
Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Как проходит обучение на первом этапе?
Ребенок видит предмет, ему очень хочется его получить. Перед ним находится карточка с изображением этого предмета и задача педагога обучить обмену карточки на предмет. Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их количество увеличивается.
Когда ребенок уже научился обмену за столом и у него есть несколько карточек, которыми он активно пользуется, 10, 20, то можно переходить ко 2 этапу.
2 этап Расстояние и настойчивость. Формируем навык «путешествовать» на все большие расстояния от собеседника до альбома.
Обмен карточками продолжается, при этом предпринимаются попытки повысить самостоятельность ребенка. Ребенок учиться перемещаться с карточкой в комнате, передавать карточку и получать желаемое.
Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.
Например: ребенок любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.
3 этап Различение карточек.
Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.
Ребенок должен выбрать из нескольких карточек именно то, что он хочет, отдать карточку и получить желаемый предмет.
4 этап Структура предложения. Обучение составлять предложения из карточек. Ребенок помещает изображение предмета на полоску для предложения, на которой написана фраза «Я хочу», после чего отдает полоску с предложением взрослому.
В конце этапа в коммуникативной книге ребенка содержится, как правило, 25-50 карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.
5 этап Ответ на вопрос «Что ты хочешь?».
Обучение отвечать на простые вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» при помощи карточек.
Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.
На этом этапе сфера изучения оченьразнообразна : классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, развитие понимания эмоций и т. п.
6 этап Комментирование
При помощи карточек ребенок учится комментировать происходящее события в его окружающей среде.
В начале педагог задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Ребенок должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы.
Можно сделать карточки PECS по темам : «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т. д.
Важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде. Чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.
Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться.
Работа с такими детьми должна вестись годами и требует настойчивости и терпения.
Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т. к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку. Распечать на цветном принтере и заламинировать. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе.
Таким образом, процесс освоения ребенком с особыми образовательными потребностями необходимых коммуникативных навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.
ПЕКС в работе с детьми с особыми образовательными потребностями развивает самостоятельность, зрительное восприятие. У ребенка повышается чувство заинтересованности, особенно, когда выполняемые задания доставляют радость.
С помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
С помощью ПЕКС общение ребенка с окружающими людьми становится более доступным.
Счастье – это когда тебя понимают!
Мечта каждого родителя – это чтобы ребёнок смог словами выразить все свои потребности, желания и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!