Марина Видова
Использование интерактивных технологий на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него смысл.
Публикация «Использование интерактивных технологий на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.
Тема мастер-класса «Использование ИКТ на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Для начала обратимся к понятию «информационно-коммуникационная технология», ведь оно обобщенное и многозначное, мы же рассмотрим его в контексте образовательной деятельности. ИКТ – технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. ИКТ – технологии в дошкольном образовании – это информационные процессы и методы работы, представление информации с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста. К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
Образовательные ИКТ содержат в себе различные программно-технические средства, предназначенные для решения обусловленных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие педагога с воспитанниками. Цель нашего мастер-класса: Теоретически обосновать и поделиться опытом эффективности использования ИКТ в развитии музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста при организации НОД в рамках ФГОС ДО. В соответствии ФГОС ДО, выделяют следующие дидактические принципы применения информационно - образовательных технологий : – принцип научности; – принцип систематичности и последовательности; – принцип поэтапного преодоления трудностей; – принцип качества усвоения знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
–принцип преемственности (для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления); – принцип наглядности (интерактивной наглядности); – принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудио и видеоинформацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.); – принцип когнитивной коммуникации; – принцип активизации познавательной деятельности детей; – принцип меж предметных связей. Нормативные документы по использованию информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных организациях: В основе методических рекомендаций лежат следующие нормативные документы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования, поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Статья 16. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…» 2. Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8 мая 2008 г. № 03-946: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным “довеском” в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». 3. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России». 4.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. 5. Письмо «Об информатизации системы дошкольного образования в России» от 25 мая 2001 года № 753/23-16. Объем образовательного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.
В условиях ДОУ возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
улучшается запоминание пройденного материала;
усиливается познавательный интерес воспитанников;
предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает
внимание ребенка;
задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по- настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;
активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальных деятельности. Информационно коммуникативные технологии – это процесс, подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера. Известно, что средства мультимедиа подразумевают под собой звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды. ИКТ в музыкальном образовании можно применить как: - источник обучающей информации; - развивающий дидактический материал; - наглядное пособие (решается дефицит пособий); - средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение; - средство подготовки выступлений.
Рассмотрим возможности использования видеопрезентаций по основным видам музыкальной деятельности.
Одним из видов является Восприятие музыки.
Мультимедиа презентации обогащают процесс ассоциативного познания, создают благоприятную атмосферу для прослушивания музыкального произведения и помогают надолго его запомнить. Также необходимы яркие портреты и фотографии композиторов.
Картинки с изображением главных героев при знакомстве с творчеством композиторов. Например, изучая цикл произведений П. И. Чайковского «Времена года», мы дополняем слушание музыки показом видеофильмов явлений природы на экране.
Интересно, ярко и понятно мы знакомим детей с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видеоролики. Итогом таких занятий может быть дидактическая игра, например, «Угадай жанр музыки».
Цель: Закрепить знания детей о муз. жанрах.
Задачи:
Послушать фрагмент муз. произведения;
определить жанр;
найти нужную картинку и нажать на неё.
На экране должен остаться правильный ответ.
Следующий вид деятельности – пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни.
Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, мы используем видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов.
Также используем видео-иллюстрации с элементами анимации на развитие звуковысотного слуха и певческого диапазона.
Применение мультимедиа в обучении пению, значительно повышает познавательный интерес детей во время музыкальных занятий.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это различные символы, знаки, наглядные модели.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одной из разновидностей является мнемотаблицы.
Что такое мнемотаблица? Это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания.
Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Следующий вид деятельности музыкально-ритмические движения.
На занятиях с доминирующей музыкально-ритмической деятельностью применение ИКТ очень важно. В процессе выполнения музыкально-ритмических упражнений, элементов танца это помогает ребятам точно следовать указаниям руководителя, более чётко выполнять движения.
Как раз для достижения таких результатов и служит просмотр специально созданных видеороликов.
На сегодняшний день практически в каждой образовательной программе существует специально разработанный комплект пособий с CD - дисками: А. Бурениной «Ритмическая мозаика», Г. Федоровой «Танцы для мальчиков»; И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Топ-топ, каблучок» и др.
Очень эффективны и нравятся детям игры на перестроения и ориентировку в пространстве.
Например, на экране изображены схемы перестроения детей. Дети врассыпную под музыку двигаются по залу. При остановке музыки они должны встать в той последовательности как изображено на схеме.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации-концерты.
Также используются для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.
Имеют место так же презентации для обучения детей игре в оркестре.
Дети смотрят на экран и играют на том инструменте, который звучит в данный момент.
Рассмотрим следующий вид музыкальной деятельности.
Это самостоятельная деятельность и досуг.
При их проведении мы используем презентации с различными заданиями, которые очень нравятся детям.
Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их. Также мы используем видеоролики при проведении утренней гимнастики или физкультминуток.
При проведении различных фестивалей, таких как «Живое слово», «Героям войны посвящается», «Моя мама лучше всех» и т. д. исполнение номеров сопровождается показом слайдов по данной тематике, способствует созданию более проникновенной атмосферы.
Таким образом, мы владеем не только элементарными знаниями и навыками при работе с компьютером и мультимедийным оборудованием, как того требует ФГОС ДОО, но и создаём свои образовательные идеи, широко используя их в своей практической деятельности. При этом всегда учитываем индивидуальные и возрастные особенности детей, как того требует современная система дошкольного образования.
При создании мультимедийных пособий могут использоваться следующие компьютерные программы:
Microsoft Office PowerPoint.
ProShow Product (программа для создания видео);
Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);
Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);
PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).
Mimio Stydio(программа для создания интерактивных пособий)
Очень большие возможности дают интерактивные презентации, созданные в программе Mimio Stydio. Особенно эти презентации подходят для подгрупповой и индивидуальной работы.
Программа Mimio Stydio даёт возможность ребёнку самому производить различные действия.
И в заключении: не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Список литературы:
1. Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании».
Учебное пособие для высших учебных заведений, М. «Академия», 2008.
Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т. С. Комарова — М., 2011. С. 128
2. «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающее- развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012
3. Чайнова Л. Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде» Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
4. «Управление инновационными процессами в ДОУ». – М., Сфера, 2008