МАРИНА СУЛИМА
Использование инновационных методов работы с семьей в образовательной области «Физическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Одним из основных принципов ФОП ДО является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.
Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:
- активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,
- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,
- применение в семейной среде.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями в области «Физическое развитие».
Цель нашей работы: выстраивание траектории вовлечения родителей воспитанников в учебно-воспитательный процесс в условиях реализации ФОП ДО.
Нынешнее поколение детей не имеет примера и трансляции опыта физической активности и перенимает малоподвижный образ жизни. Для решения этой проблемы трансляция здорового образа жизни должна исходить из семьи, общества и детского сада. Профессиональную помощь в решении этого вопроса, берет на себя педагогический состав ДОО.
Задача детского сада и инструктора по физической культуре помочь всем участникам педагогического процесса вырастить и воспитать детей физически крепкими, сильными и здоровыми членами общества.
Для достижения положительного результата мы сочетаем традиционные и инновационные формы работы с семьей.
К традиционным формам работы относятся
• Консультации для родителей
На консультации приглашаются родители для принятия совместного решения в оказании помощи ребенку в преодолении каких-либо трудностей. Например,: отказ от посещения занятий по физической культуре, преодоление страхов, связанных с физическими упражнениями.
• Беседы
Запрос на проведение и тематику беседы поступает от родителей или воспитателей. На беседу приглашается группа родителей. Во время встречи разбираются различные формы организации деятельности по физической культуре в домашних условиях.
• Открытые физкультурные занятия для родителей
Дают возможность родителям увидеть профессиональное мастерство педагога. А также наглядно оценить физическое развитие своего ребенка.
• Родительские собрания
Позволяет наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы
• Дни открытых дверей в спортивном зале
Дают возможность родителям познакомится с педагогами, оборудованием,которое используется на занятиях. Позволяют детям и родителями получить положительные эмоции от совместного выполнения физических упражнений и игр.
• Физкультурные праздники совместно с родителями
Проведение совместных мероприятий позволяет сплотить всех участников образовательного процесса- педагогов, детей и родителей. Стимулируют познавательную активность и создают благоприятные условия для социализации воспитанников. Прививают любовь к спорту и здоровому образу жизни.
• Анкетирование
Оценить интересы и предпочтения родителей в физкультурно-оздоровительной направленности, получить обратную связь по различным формам взаимодействия.
Многообразие представленных традиционных способов взаимодействия позволяет родителям выбрать им для себя более удобные.
Опираясь на многолетний опыт работы, мы пришли к выводу, что современное взаимодействие всех участников образовательного процесса нуждается в инновационных формах и методах.
Ссылаясь на ФОП ДО, определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «инструктор по физической культуре, родитель и дети» является удовлетворением не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителя и инструктора по физической культуре.
Шагая в ногу со временем, исходя из задач ФОП в нашей работе мы используем новые формы и методы взаимодействия с родителями, такие как:
• Преемственность
В наших школьных корпусах функционирует множество спортивных клубов. В течении года мы приглашаем представителей на занятия с дошкольниками и встречи с родителями. Так же в семьях наших воспитанников есть спортсмены, которые добились высоких результатов в спорте. Благодаря их участию и трансляции своего спортивного опыта, наши ребята узнают о разных видах спорта таких как: хоккей, художественная гимнастика, тхэквондо, футбол и т. д.
Все это вызывает интерес к различным видам спорта, тем самым заряжая детей желанием заниматься в различных спортивных секциях.
• Изготовление нетрадиционного оборудования для занятий
Для активного участия родителей в образовательном процессе, в наших дошкольных учреждениях стало традицией привлекать родителей совместно с детьми в домашних условиях изготавливать нетрадиционное оборудование для занятий- вязанные мячи для метания вдаль, цветные втулки для полосы препятствий, гантели из пластиковых бутылок, снежки из папье-маше и многое другое. Пособия, изготовленные родителями совместно с детьми, еще больше стимулируют ребят к занятиям физической культурой.
• Туристическая тропа
Родители помогали в разработке и оснащении туристической тропы. В теплый период там проводятся мероприятия, привлекающие родителей и детей для ознакомления с правилами поведения на воде, в лесу, оказания первой помощи, установки палатки, разжигания костра, приготовления пищи.
• Проектная деятельность
Проектная деятельность, как одна из форм работы с родителями, является наиболее интересной. В работе над проектом задействуются все воспитанники группы и их родители. Проект позволяет охватить все образовательные области, интегрировать физическое развитие с другими видами деятельности. Одним из результатов взаимодействия с родителями стал творческий проект «Картония» -изготовление мини города из картона для изучения правил дорожного движения.
• - Информационный портал
Современные технологии позволяют знакомить родителей со всем происходящим в детском саду дистанционно. Для этих целей в нашей школе создан телеграм-канал на котором родители могут получить всю информацию о проводимых мероприятиях в дошкольных и школьных корпусах.
• Гостевой день
В этот день родителям предоставляется возможность стать непосредственными участниками образовательного процесса- поучаствовать в занятиях вместе с детьми, попробовать провести игры и упражнения совместно с педагогом.
• Челлендж-вызов «Повтори за мной»
Семьям воспитанников предлагается выполнить определенное упражнение, предложенное инструктором по физической культуре или родителем-спортсменом, и записать выполнение этого упражнения на видео. Челлендж преследует цель «Сделай как я, сделай лучше меня» Все видео участников собираются в один видеоролик и транслируются детям и родителям, для поднятия мотивации к занятиям спортом и физической культурой
• Серии акций
Большинство акции проводятся с целью популяризации различных видов спорта -«Забей гол», «Городки» и т. д. Так же акции позволяют вспомнить забытые дворовые игры «Резиночка», «Пропрыгай до сада (классики)»
Акция «В детский сад пешком» пропагандирует отказ от передвижения на коляске и руках у родителей в целях профилактики гиподинамии у детей
Акция «Зарядка с мамой и папой» приносит заряд энергии и положительные эмоций на целый день для детей и родителей,а так же мотивирует родителей делать зарядку дома.
Ко всем акциям педагоги готовят печатные буклеты и памятки,в которых освещают цель проведения акции.
• Мастер-классы
Мастер-классы позволяют неформально объединить детей, родителей и педагогов, создать единое образовательное пространство. На мастер-классах происходит обучение игре в шашки, городки. Мастер-класс по дворовым играм позволяет родителям вернуться в детство и испытать забытые эмоции.
Таким образом, сочетание традиционных и инновационных форм и методов работы с семьями воспитанников дает положительные результаты. Родители становятся активными участниками и незаменимыми помощниками, осознавая, что это все нужно не потому что, хочет педагог, а потому что это важно для развития их собственных детей. Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Хотя взаимодействие родителей и дошкольного учреждения, как правило, возникает не сразу, а в процессе долгого и кропотливого труда, мы будем неуклонно следовать к цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В. Н. Зимонина Воспитание ребенка-дошкольника : [программа-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений] / В. Н. Зимонина. - Москва : Гуманитар. -изд. центр ВЛАДОС, 2003
2. Г. В. Глушкова, Л. Г. Голубева, И. А. Прилепина Физическое воспитание в семье и ДОУ : методические рекомендации : домашние задания /. – Москва : Школьная пресса, 2005. – 96 с. – ("Дошкольное воспитание и обучение" - приложение к журналу "Воспитание школьников" ; Выпуск 106)
3. К. К. Утробина Подвижные игры с детьми 3-5 лет. Сценарии физкультурных занятий и развлечений в ДОУ -М. ;Издательство ГНОМ,2015
4. Казина, О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы: моногр. / О. Б. Казина. - М. : ВКТ, Академия Развития, 2008. - 144 c.
5. Картушина М. Ю. – Сценарии досугов для детей 3-4 лет. М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
6. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – Москва : Мозаика-Синтез, 2017, 2018. стр. 175
7. Пензулаева, Л. И. Растем здоровыми и крепкими. 5-6 лет / Л. И. Пензулаева. - М. : Дрофа, 2007. - 832 c.
8. Работа детского сада с семьей / Л. Е. Осипова. – Москва : Скрипторий 2003, 2008.
9. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.