Жарикова Галина
Использование информационно коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
«Использование информационно коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
Публикация «Использование информационно коммуникативных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Функции, которые выполняет компьютер:
1. Подбор музыкального материла, написание фонограмм к занятиям и утренникам.
2. Подготовка выступлений, докладов, отчётов, презентаций.
3. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
4. Создание наглядных пособий, демонстрационных материалов.
5. С помощью компьютера создаются тексты, таблицы, вся документация педагога.
6. Хранение и обработка музыкального материала (изменение тональности, темпа музыки). А так же в обработке и хранении музыкального материала.
Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.
Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Основной целью педагога-музыканта по ИКТ является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа и т. д.)
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.
Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.
Использование ИКТ помогает решить ряд задач:
• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;
• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
В образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Музыкальные занятия с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
- принцип сознательности и активности - обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную активность. Компьютер способствует развитию познавательной активности;
- принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для просмотра и отработки приобретенных знаний посредством выполнения различных музыкальных заданий;
-принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе;
- принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки;
- принцип наглядности - ИКТ включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения - возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий;
-принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь.
Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя :
1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
3. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный. Оформлять документацию.
4. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
5. Помогает обобщать и распространять опыт работы.
Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.
Восприятие музыки :
Использование компьютерных презентаций в разделе восприятия (слушания) позволяет: обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение; зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Это может быть:
- знакомство с творчеством того или иного композитора, использование портретов,
- видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям,
- знакомство с жанрами музыки
- клипы к песням
- классическая музыка в мультфильмах
- видеофильмы, видеоклипы, которых сейчас очень много по слушанию для всех возрастов и т. д.
- видео – иллюстрации с элементами анимации.
Пение:
По графическому изображению, видео-иллюстрациям разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата; по картинкам – подсказкам, узнавать и учить песни.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица (мнемотехника). Данный метод чрезвычайно эффективен при работе с детьми при разучивании песен на музыкальных занятиях.
В музыкально-ритмических движениях – это использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения, ориентировку в пространстве или разучивать элементы танцев.
А также - можно использовать видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, видеофильмы для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.
Неоценима помощь компьютера в ведении документации (создание текстов, таблиц, оформление титульных листов, папок-передвижек с консультациями для родителей и воспитателей).
Преимущества компьютера:
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка; обладает стимулом познавательной активности детей.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы достаточные условия для повышения ИКТ – компетентности педагогов и организации различного рода деятельности с использованием современного компьютерного оборудования. Указанное оснащение в полной мере используется не только в работе с детьми, но и с педагогами, и родителями наших воспитанников. Например, широко применяем ИКТ для музыкального оформления праздников и развлечений, на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки.