татьяна данилова
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в веке информационных технологий. Современные информационно-коммуникационные технологии прочно внедрились в нашу жизнь. Они являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Мы уже не можем представить свою жизнь без гаджетов, так же свою работу без ИКТ. Мы научились общаться удалённо в WatsApp, проводить родительские собрания онлайн, учиться и обмениваться опытом в Zoom, стали активнее пользоваться компьютерными технологиями при подготовке к занятиям с детьми.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками» размещена в разделах
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видеосреду. Ребенок с большим удовольствием смотрит телевизор и играет в телефон или планшет, чем читает книгу, мощный поток информации оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются любимые герои и увлечение. Сегодня, учитывая современную жизнь, логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Но многие ДОУ нашего города еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями зачастую сводится к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
На своих занятиях я пользуюсь самостоятельно созданными презентациями «Времена года», «Мой город», «Животные жарких стран», «Птицы», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда» и др., обучающими видеороликами и мультфильмами. Однако мне хотелось добиться большей вовлечённости детей, чтобы они были не только зрителями, а непосредственными заинтересованными участниками при использовании технических средств. Тогда я начала создавать интерактивные игры на основе презентаций с гиперссылками. Так появились игры на автоматизацию звуков, на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий. Но создание подобных игр требовало больших затрат времени, поэтому я стала искать альтернативу – специально разработанные компьютерные программы.
На просторах интернета, в профессиональных группах, в социальных сетях я познакомилась с такими программами как:
- «Игры для Тигры»
Технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу "Игры для Тигры" и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
- Логопедический тренажер «Дельфа-142»
Представляет собой набор комплексных программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Предназначен для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте.
- Интерактивный образовательный портал «МЕРСИБО»
На портале представлены интерактивные игры и пособия для детских специалистов: логопедов, психологов, воспитателей и других, конструктор картинок для создания дидактических пособий и игр с простой анимацией, библиотека пособий — Мерситека, в которой можно поделиться своими пособиями из «Конструктора картинок», скачать материалы коллег, оценить их и сформировать персональную коллекцию пособий.
Однако все вышеперечисленные программы, пособия, ресурсы далеко не бесплатны и требуют существенных материальных затрат. Поэтому меня больше заинтересовал бесплатный сервис LearningApps.org Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания https://learningapps.org/
Позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Его отличает широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой педагог, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля.
На сайте представлено большое количество различных интерактивных видов упражнений. Имеется русскоязычная версия сайта. Можно получить ссылку для отправки по электронной почте или код для встраивания в блог или сайт.
Плюсы сервиса LearningApps :
1. Полная бесплатность.
2. Поддержка русского языка.
3. Интерактивное задание создать можно очень быстро.
4. Быстрая проверка правильности выполнения задания.
5. Получение кода задания для встройки в HTML-содержимое.
6. Многие шаблоны поддерживают медиа-контент: изображения, аудио, видео-ролики.
7. Присутствует коллекция упражнений, созданных другими пользователями.
8. Поиск упражнений по предметам.
9. Обмен заданиями.
Минусы LearningApps :
1. Некоторые задания не поддерживают русский язык.
2. Некоторые шаблоны изменяются или исчезают.
3. Редко шаблоны могут содержать ошибки, которые вручную не исправить.
При использовании ИКТ необходимо помнить о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Поэтому, чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работая с компьютером необходимо соблюдать рекомендации:
• Время игры за компьютером для дошкольников не более 15-20 минут (5-7 минут единоразово) в день, а для младших школьников 30-40 минут в день с перерывами. Работа с компьютером не более 2 раз в неделю.
• Сидеть за столом так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора.
• Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) перпендикулярна экрану и приходится на его центральную часть.
• Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Расстояние между корпусом тела и краем стола не менее 5 см.
• Стол, на котором стоит дисплей, хорошо освещен, но так, чтобы на экране не было бликов. Естественный свет падает слева. Сидеть за компьютером в комнате без света категорически запрещено!
• Игровую деятельность с компьютером сменять физическими упражнениями и играми.
• До и после работы на компьютере, а также в перерывах выполнять гимнастику для глаз.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.