Алена Кочетова
Опыт работы «Использование ИКТ в работе с родителями дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Иванова Марина Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ №46 «Калинка»
Кочетова Алёна Юрьевна, воспитатель без квалификационной категории, МБДОУ №46 «Калинка»
Публикация «Опыт работы „Использование ИКТ в работе с родителями дошкольников“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации, информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.
Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями изживают себя. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.
Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
• ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
• отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных и современных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями :
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• создание электронных газет, журналов.
Но существуют и проблемы использования ИКТ :
• нет компьютеров у родителей;
• недостаточная компьютерная грамотность родителей;
• недостаточное материально-техническое обеспечение ДОУ.
Необходимо выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ :
- Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.
- Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.
- Создать условия для использования информационно –коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей.
- Реализация механизма и форм публичной отчетности.
- Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.
Целенаправленное системное информационное воздействие, на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать в своей педагогической практике следующие способы и формы использования ИКТ.
• Оформление наглядной информации.
С помощью ИКТ осуществляем подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, «шпаргалок», памяток, фотогазет. За последние годы оформлены папки – передвижки по временам года, «Прогулки в зимний период», «День Матери», «Развитие мелкой моторики», созданы буклеты по правилам безопасности, консультации «Подвижные игры в жизни ребёнка», «Особенности поведения ребёнка» и др.
Красочный, продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.
• Электронное сопровождение документации группы (сведения о родителях, протоколы собраний).
Достаточно набрать один раз схему, таблицу в документации группы и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Создание презентаций, видеофильмов, слайд-шоу
Важным элементом использования ИКТ для эффективного взаимодействия педагога с родителями является проведение тематических родительских собраний. Многие собрания, проводимые нами в нетрадиционной форме, сопровождаются презентациями. Тематика собраний разнообразна: «Воспитание добротой», «Как помочь ребёнку стать внимательнее?», «Развитие речи детей 2-3 летнего возраста» и др. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний с использованием ИКТ повышает интерес родителей к вопросам обучения и воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем.
Презентация становится своеобразным планом собрания, его логической структурой, используется на различных его этапах. Благодаря презентациям представляется теоретический материал.
С помощью видеофильмов и слайд-шоу («Гигиенические навыки», «Как мы в садике живём», «Сюжетно-ролевые игры» и др.) родителям предоставляется возможность проследить ключевые события из жизни своих детей в группе и детском саду.
• Организация онлайн взаимодействия
Использование электронной почты
. Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй. В своей практике с помощью электронной почты обмениваемся с родителями материалами для конкурсов, сценариями к мероприятиям.
• Страничка группы в социальной сети в ВК.
Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей между собой и педагогами в неформальной обстановке создана страница в социальной сети Вконтакте. Её наличие несет в себе информационно-познавательную функцию. Родители сами проявили инициативу по созданию страницы, активно используют её для обмена фото- и видео - материалами с утренников и других мероприятий детского сада. В свою очередь, совместно с педагогами ДОУ на странице группы размещаем групповые консультации по различным темам («Особенности раннего развития», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей» и т. д., освещаем тематику текущей недели, вносим предложения по развитию группы (например, по оснащению предметно-развивающей среды, оформлению групповых помещений). Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
В настоящее время в группе 30 участников, от всех родителей получено согласие на размещение фотографий с изображением детей.
• Участие в мероприятиях различной направленности в дистанционном формате (семинары, онлайн-форумы, конкурсы, видеолекции и т. д.)
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в конкурсах различного уровня. Дистанционные мероприятия объединяют воспитанников, родителей и воспитателей, побуждают к взаимодействию.
Результатом такого сотрудничества в нашей практике стало участие во
Всероссийском конкурсе детских творческих работ «Из конструктора я соберу» ( организатор: Высшая школа делового администрирования);
Всероссийском конкурсе презентаций «Великая Победа: семейный альбом» ( организатор: журнал «Дошкольное воспитание»);
Всероссийском детском творческом конкурсе фотографий «Туру-тури-туристы» ( организатор: Образовательный центр «IT-Перемена»)
Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
1. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир
образования – образование в мире. № 4. М. : Издательский дом
Российской академии образования (РАО, 2016. С. 119-124
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ, М, «Сфера», 2015.
3. Пикус Т. Е. Создание современной образовательной среды для
обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса
посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ // Педагогическое
мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015
г.). М. : Буки-Веди, 2015. С. 65-71.
4. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ikt-v-rabote-pedagogov-dou-v-usloviyah-realizatsii-fgos