Светлана Дедковская
Опыт работы «Использование ИКТ в логопедической работе с детьми 1–2 уровня речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – логопед : Дедковская Светлана Николаевна
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам опыт использования интерактивных технологий при работе с детьми 1, 2 речевого уровня.
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование информационных технологий в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И учителя - логопеды не должны оставаться в стороне.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.
В настоящее время все большую популярность в организации логопедической коррекционно-развивающей работы приобретает использование компьютерных технологий.
Как отмечает Ольга Ильинична Кукушкина, «применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности».
Компьютерные технологии позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность выбора форм и средств деятельности, повысить мотивационный компонент образовательной деятельности, при этом опираясь на «золотое правило дидактики» - принцип наглядности в обучении.
В настоящее время в сети Интернет существует много детских сайтов, образовательных программ, электронных ресурсов, которые может использовать учитель-логопед в своей деятельности. Но, надо отметить, что качество, предлагаемых материалов, различно и не всегда соответствует ФГОС ДО, требованиям специалиста, особенностям речевой патологии, возрастным и психологическим особенностям дошкольников, эстетическим и техническим требованиям.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущий вид деятельности, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. ОНР 1 -2 уровня - собирательный термин из психолого-педагогической классификации речевых нарушений.
Это особая категория детей с отклонениями в речевом развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. В отношении таких детей применяют определение - «безречевые дети». Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
Специфика обучения «не говорящих» детей исключает стандартный подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.
Одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Использование интерактивных игр в коррекционной деятельности с детьми 1 – 2 уровня речевого развития помогает совершенствовать процесс обучения детей, делает его мобильным, дифференцированным и индивидуальным, предотвращает переутомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, способствуют обогащению активного словаря; развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Мы знаем, что работа учителя-логопеда не возможна без проведения качественной диагностики ребенка, так как процесс коррекционно-образовательной деятельности может быть эффективен только в том случае, если он основан на объективном выявлении структуры дефекта, зоны ближайшего развития, индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка.
В начале учебного года проводится диагностика, и интерактивные презентации могут помочь в ее проведении, а также возможно использовать их для налаживания контакта с ребенком. Ведь для того, чтобы раскрепостить ребёнка, расположить к себе и настроить на работу, требуется много сил и энергии. Все мы знаем, что завладеть вниманием ребёнка очень важно и необходимо для объективности результата. Можно превратить этот сложный и трудоёмкий процесс в удовольствие для себя и ребёнка!
При проведении диагностики, я использую пособие Инны Александровны Ременниковой. В своем электронном мультимедийном пособии «Интерактивная диагностика всех компонентов речи детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) к речевой карте» она объединила традиционные и инновационные технологии для достижения максимального эффекта процесса логопедического обследования и коррекционно-образовательного воздействия. Средства ИКТ вызывают у детей интерес, а применение в электронном пособии анимационных эффектов, красочных картинок, музыки, сказочных и мультипликационных персонажей, позволяет заинтересовать дошкольников в правильном выполнении предлагаемых заданий. В процессе диагностического обследования учитель-логопед не отвлекается для поиска и предъявления ребенку наглядности, картинок, игрушек к каждому заданию, а имеет возможность контактировать с ним, создавать атмосферу положительного настроя, слушать его, задавать вопросы, исправлять ошибки, помогать, подсказывать и одновременно с этим записывать на диктофон ответы и затем заполнить речевую карту.
Работа, с детьми 1 уровня речевого развития, строится поэтапно, по нескольким направлениям. И на каждом этапе возможно использование интерактивных игр. Активно проводится работа по расширению понимания речи и словаря, формированию фразовой, а затем и связной речи. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Так, например, работа с детьми, I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности; основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Необходимо дать верное понятие о различных предметах, действиях и явлениях, которые окружают его. Каждое словосочетание необходимо подкреплять наглядным примером, в чем нам большую помощь оказывают интерактивные игры.
Здесь же необходимо отработать простое распространенное предложение. Отработанную фразу можно включать в диалог или небольшой рассказ. Фразы должны состоять из двух-четырех слов, попутно склоняясь и употребляясь с предлогами, тем самым, позволяя ребенку почувствовать разницу в звучании. Лучше всего, если занятия с такими детьми будут практиковаться индивидуально или в небольших микро-группах, используя игровую форму обучения.
Использование таких интерактивных игр, как, «Мерсибо – флешка логоассорти» - игра «Игрозвуки, и «Пожжужим», «1, 2, 3 – звуки повтори», «Обучалочка. Запуск речи» и игровых упражнений на индивидуальных занятиях, помогает быстрее усвоить инструкции, обращенные только к детям (так как они не в полном объеме владеют пониманием речи).
При активизации речевой деятельности ведется работа по развитию звукоподражаний (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы). В этом нам помогут интерактивные игры «Скотный двор», «Птичий двор», «Узнай голос». Для формирования умения дифференцировать неречевые звуки и их направление можно использовать интерактивные игры из серии «Обучалка. Запуск речи» - «Музыканты» – ребенок на слух определяет вид музыкального инструмента; «Лес» - ребенок на слух определяет, к какому времени года относится звук; «Транспорт» - воспроизводит последовательность звуков; «Колокольчики» - выделяет мышью из ряда колокольчик, издающий звук.
После правильного вовлечения ребенка в процесс коррекции вводим в игру краткий ответ на поставленный вопрос, что способствует формированию простой формы диалога.
Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов.
Второй этап - формирование фразовой речи. Логопед учит детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его; ведет работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством. Постепенно, усложняя структуру слова, усваиваются простые односложные и двусложные слова. Так же как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо включать в диалог и рассказ описательного характера.
На этой основе начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом. Для формирования у детей умения строить синтаксически и грамматически правильно двух и трехсловные предложения; для расширения объема понимания чужой речи - необходимо формирование умений узнавать предметы по их назначению (покажи, чем ты будешь чистить зубы, кушать, чем нарисуешь дом, узнавать предметы по описанию - «у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы».
В самостоятельной речи формируются умение называть знакомые лица, предметы и изображения на предметных картинках. Необходимо создать такие ситуации, которые вызовут не только интерес, но и коммуникативно-познавательную необходимость в применении речи. Первым делом можно попробовать научить малышей называть правильно всех членов семьи, после этого перейти на простые имена (например, Катя, Валя, Коля).
На данном этапе используются интерактивные дидактические игры «Путаница», «Что в шкафу?», «Четвертый лишний», Отгадай по контуру», «Отгадай загадку» с опорой на картинки и т. п.
Чистоте звукопроизношения на данном этапе не уделяется особое внимание, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка.
Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления. На данном этапе можно использовать интерактивные презентации и игры «Веселый огород», «Составь рассказ», «Кто у Кати?».
При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы. В общении ребенок применяет постоянный, но все еще искаженный и узкий запас употребляемых слов. Ребенок способен дифференцировать предметы, действия, пользоваться местоимениями, некоторыми союзами и предлогами, активно реагирует на картинки, которые носят знакомый характер, то есть, например, на предметы, окружающие его в повседневной жизни.
Речь строится из элементарных предложений (используется 2-3, в редких случаях 4 слова). Можно использовать интерактивные игры на формирование навыков словообразования – «Кто как голос подает?», «Назови ласково», «У кого кто?»
При коррекции ОНР 2 уровня содержание работы включает :
- активизацию и дальнейшее обогащение словаря;
- развитие лексико-грамматических средств языка;
- формирование фразовой и связной речи;
- совершенствование произносительных умений и навыков.
Для активизации и дальнейшего обогащения словаря в соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами. В этом помогут интерактивные игры «Кто, что ест?», «Кто, где живет».
При развитии лексико-грамматических средств ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения, ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?». Можно использовать такие интерактивные игры, как «Кого ты видел в зоопарке?», «На рынке – овощи», «Угости животное», «Чего нет у девочки?», «А ну-ка, расскажи».
При формировании фразовой и связной речи закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать. На данном этапе хорошо использовать интерактивные игры из серии «Обучалочка. Развитие связной речи» - «Слово – признак», «Подбери признак», «Слово – действие», «Подбери действие», «Составляем описание», «Послушай рассказ».
При совершенствовании произносительных умений осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам. Для автоматизации звуков можно использовать различные интерактивные презентации. Игры из серии «Обучалочка. Голосистые звуки. Безголосые звуки.
В заключении, хочу сказать, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием видеозаписей. Систематическое и целенаправленное применение мультимедийных презентаций и интерактивных развивающих игр способствует активизации у детей фонематических процессов, концентрации внимания, памяти, мышления, расширению словарного запаса и кругозора детей, увеличивает речевую активность, мелкую моторику, формирует навыки правильной речи.
Особое внимание надо обратить на то, что использование компьютерных технологий не заменяет классических методов и технологий коррекционной работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть образовательной деятельности; что интерактивные игры и презентации используются, как прием для решения одной из задач, поставленных нами на занятии.
Образовательная деятельность с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНа
- использование новых моделей компьютера,
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (как индивидуально, так и в микро-группах, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
Для снижения утомляемости чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности.
Литература
1. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня/ Большакова С. Е. – 2020.
2. Формирование начального детского лексикона/ Громова О. Е. – 2009.
3. Моторная алалия: коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста/ Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И. – 2020.
4. Использование информационных технологий в различных областях специального образования / Кукушкина, О. И. - 2005.
5. Общее недоразвитие речи у дошкольников/ Рудакова Н. П. – 2013.
6. Исправление нарушений речи у дошкольников /Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. – 2018.
7. Логопедия : Основы теории и практики/ Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. - 2018.
8. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет / Шемякина О. Д. – 2018.