МААМ-картинки

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР

Татьяна Яхункина
Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР»

В наш век информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.

Публикация «Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению, является правильная, хорошо поставленная речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. Но многолетняя практика показывает, что год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает отрицательное влияние на состояние нервной системы, что сказывается на дальнейшем развитии всех компонентов речевой системы, в том числе, и фонематических процессов. У детей с речевой патологией отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это вызывает значительные трудности при обучении грамоте и становится причиной неуспеваемости в школе.

Формирование фонематических процессов включает развитие (слайд №1):

фонематического слуха – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие;

фонематического восприятия – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи;

фонематического представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

фонематического анализа – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам;

фонематического синтеза – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

(слайд №2) Этапы развития у ребенка фонематического восприятия:

– Узнавание неречевых звуков.

– Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков.

– Различение слов, близких по своему звуковому составу.

– Дифференциация слогов.

– Дифференциация фонем.

– Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции нарушений речи. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов позволяют значительно разнообразить процесс обучения. Сложная структура нарушений при ОНР определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Этому способствует совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Поэтому применение специализированных информационных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с данным видом речевых нарушений, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети воспринимают игру на компьютере как развлечение, но фактически продолжается коррекционный процесс. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Компьютерные логопедические игры все чаще используют на своих занятиях специалисты. Их можно найти в свободном доступе, некоторые занимаются их разработкой самостоятельно. Они не только повышают интерес детей к занятию, но и их эффективность.

Игра на компьютере является стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий. Красочные картинки, весёлое музыкальное сопровождение и забавные персонажи компьютерных игр помогают совершенствовать у детей сенсорные и интеллектуальные функции, зрительную и слуховую память, наблюдательность и внимание, восполняют пробелы в чувственном восприятии действительности. Содержание компьютерных программ, разработанных специально для дошкольников, позволяет познакомить детей с буквами и звуками, научить читать и писать. Компьютерные игры помогают обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и таким образом способствуют развитию связной речи.

Положительные эмоции, полученные детьми от игры на компьютере, активируют их речевую деятельность, возрастает потребность высказать свои чувства и мысли, то есть возрастает мотивация общения. Поведение ребёнка на занятии становится более раскрепощённым, повышается его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берет на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Однако компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи. Наряду с компьютерными играми учителями-логопедами применяются слайд-фильмы и презентации, в которых учитываются особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития. (слайд №3).

Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в зоопарк» и т. п., сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

(слайд №4). Среди разнообразия компьютерных логопедических игр, наиболее зарекомендовали себя следующие:

(слайд №5) «Игры для Тигры» данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. Компьютерная игра предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, состоящая из 4 блоков: в частности, блок «Фонематика» данной игры направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи и состоит из 4 модулей: (слайд №6)

• модуль «Звуки»: Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

• модуль «Слова»: Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

• модуль «Анализ»: Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.

• модуль «Синтез»: Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

(слайд №7). «Звуковой калейдоскоп» - разработана интерактивным образовательным порталом «МЕРСИБО». Данная игра направлена на развитие фонематического слуха у дошкольников. Способствует развитию навыка различения гласных и согласных, активизации слухового внимания, развитию зрительной и слуховой памяти, развитию чувства языка с помощью подбора рифм, формированию навыка звуко-буквенного и слогового анализа слова, формированию фонематического внимания и восприятия.

«Солнечный замок» упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.

«Дельфа-142» данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.

«Учимся говорить правильно» - при запуске программы мы опадаем на главный экран, который включает в себя четыре основных раздела:

1. Неречевые звуки.

2. Звукоподражание.

3. Речевые звуки.

4. Развитие связной речи.

Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима мышь и колонки (или наушники).

Разделы "Неречевые звуки" и "Звукоподражание" представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: "Изучение" и "Задание".

Режим "Изучение" предполагает интерактивное знакомство детей с разнообразием звуков. При работе в данном режиме ребенок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания.

Режим "Задание" направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания. При работе в данном режиме сначала предлагается выбрать уровень сложности, который определяет количество объектов или звуков для запоминания и поэтому влияет на сложность стоящей перед ребенком задачи.

Раздел "Речевые звуки" представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Игровые задания раздела "Развитие связной речи" учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Это задания "Слово-действие", "Подбери действие", "Слово-признак", "Подбери признаки", "Составляем описание», "Послушай рассказ".

(слайд №12) Правила работы на компьютере детей дошкольного возраста: Компьютерная игра длится не более 15 минут и применяется после основной традиционной части логопедического занятия. Конечно, урок не должен полностью состоять из одних компьютерных игр – достаточно одной, соответствующей цели и теме занятия. Экран должен быть на уровне глаз сидящего или чуть ниже, не ближе 60 см. Соблюдать правильную рабочую позу. Не допускается бликованиеили слабая освещенность экрана. Не разрешается использовать компьютер одновременно 2-мя и более детьми.

(слайд №13) Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 14 мая 2023 в 22:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Яхункина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД