Галина Никитина
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Самая лучшая игрушка для детей-
кучка песка!»
К. Д. Ушинский.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Песочная терапия – это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желанья и возможности. Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. А основная задача такой терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание. Ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, т. к. игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством в развитии ребенка. Детям полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Там малыш может развить мышление, фантазию и, что немаловажно, – мелкую моторику пальцев. В процессе познавательно - исследовательской деятельности детей с использованием песочной терапии происходит развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей, ведь именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
Публикация «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей» размещена в разделах
Поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях:
• Во- первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу;
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика);
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.
Игры с песком можно условно разделить на три направления:
• обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
• познавательные (познается многогранность окружающего мира);
• проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Условия организации игр-занятий с песком:
• У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний, аллергии на пыль, астмы.
• Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
• Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание детей).
• Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Материалы необходимые для проведения песочной терапии:
• В песочной терапии используется водонепроницаемый деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см, Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо (дно символизирует воду, а борта — небо).
• Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прожарить или прокварцевать.
• Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах).
В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок:
• Человеческие персонажи;
• Здания (дома, замки);
• Животные;
• Машины;
• Растения;
• Постройки (мосты, ограды, ворота);
• Природный материал (ракушки, веточки, камни и т. д.);
• Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности);
• Сказочные герои (добрые и злые);
• Подводный мир, предметы и сувениры;
• Домашняя утварь;
• Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины.
Во время проведения ООД с использованием песочной терапии применяются такие формы работы с детьми:
• Сюжетные игры – «Я пеку, пеку», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).
• Игры-забавы – «Угадай на ощупь», «Необыкновенные следы».
• Игры на развитие познавательной сферы – «Волшебные исчезновения», «Следы на песке», «Найди отличия».
• Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
• Профилактические игры – «Песочный круг».
• Игры с погружением рук в песок – «Секретные задания кротов», «Песочные прятки».
• Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.
• Инсценирование: «Испечем пирожки».
• Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
• Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
• Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом : «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки».
В результате использования песочной терапии в познавательно-исследовательской деятельности, у детей :
• формируются представления об окружающем мире и о свойствах неживой природы – песка;
• происходит развитие любознательности в процессе наблюдений и практического экспериментирования с объектами;
• повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• дети учатся свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания и чувства через песочную терапию;
• усиливается самостоятельность ребенка;
• развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а также речь и моторика).
Вывод: Игры с песком действительно дают возможность развивать мелкую моторику рук детей. Используя песок, как природный материал мы можем создавать необходимые условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. И высказывания И. М. Сеченова о том, что движения руки человека возникают как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, имеют прямое доказательство этому.