Людмила Ичетовкина
Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся объединения «Робокуб»
▼ Скачать
Текст к презентации «Использование игровых технологий с целью повышения мотивации и развития творческого потенциала обучающихся объединения «Робокуб»»
Слайд 1. Титульник
Слайд 2. Перед каждым педагогом в процессе реализации общеобразовательной программы встает одна важная проблема – как формировать мотивацию к учебной деятельности у детей на занятиях.
Основная форма организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования — это учебное занятие.
На эффективность учебного занятия влияет целый ряд факторов. Основные:
Публикация «Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся объединения „Робокуб“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2023
цели учебного занятия должны ставиться в комплексе (обучающие, воспитательные, развивающие);
• нужно очень четко продумать конструкцию занятия, чтобы все этапы его были взаимосвязаны;
• обязательно проследить, чтобы начало занятия мотивировало учащихся на дальнейшую учебную деятельность;
• создание благоприятной психологической атмосферы;
• методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.
Слайд 3. Чтобы повысить мотивацию и развить творческий потенциал детей на своих занятиях я начала активно вводить в практику преподавания игровые технологии.
С их помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях, как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В игре воспитанники совместно с педагогом моделируют различные технические ситуации, решая тем самым для себя сложные проблемы.
Слайд 4. На своих занятиях активно ввожу в практику преподавания игровые и развивающие методики и приёмы обучения, которые помогают закреплять знания, расширяют кругозор, повышают интерес к предмету. Они дают играющим возможность проявить сообразительность, наблюдательность, служат источником приобретения новых знаний, требуют от играющих быстроты и решительности действий, точности движений, меткости и глазомера.
Слайд 5. При внедрении игровых технологий, не обойтись без игр. Игра необходима для полноценного развития каждого школьника, в игре можно приобрести новые навыки, с ее помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.
В начале учебного года провожу игры на знакомство с друг другом и педагогом. Это «Снежный ком», «Калейдоскоп имен», «Имя-ассоциация».
«Снежный ком». Дети должны называть свои имена в таком порядке: первый ученик говорит, как его зовут, второй ученик повторяет имя первого и добавляет свое, третий — повторяет предыдущие два имя и называет свои и т. д. Постепенно количество имен увеличивается и детям будет трудно воспроизвести всю цепочку. Поэтому при проведении этой игры рекомендуется использовать индивидуальные таблички с именами каждого ребенка.
«Калейдоскоп имен». Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Дети, чье имя начинается с озвученной буквы, должны встать и представиться.
«Имя-ассоциация». Все участники становятся в круг. Ведущий находится в центре. Все (и ведущий тоже) придумывают себе кличку на ту же букву, что и их имя и представляются по очереди. Например: «Наташа – небо, Света – солнце и т. д.» Ведущий подходит к любому участнику и играющий должен очень быстро назвать по имени и кличке любого из стоящих в кругу. Этот человек выходит на место ведущего и все продолжается.
Слайд 6. Занятия с применением игровых технологий дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, речь, ответственность. Например, в начале занятия, для установления дисциплины я делю группу на две команды и объясняю правила игры «футбол».
Правила игры:
• в игре участвуют две команды;
• на каждое замечание мяч движется в ворота той команды, которая нарушает дисциплину;
• 5 замечаний учителя, мяч в воротах, команда получает гол; Выигрывает команда с наименьшим количеством голов.
Слайд 7. В текущем году в нашем учреждении для первоклассников был запущен проект “Победить Свинтуса” или как система ролей поможет улучшить пространство. Цель проекта выстроить систему ролей и обязанностей для поддержания порядка и дисциплины в ДДТ.
Слайд 8. Две группы объединения «Робокуб» приняли участие в проекте. В объединении висела шкала чистоты и порядка (система оценивания, на которой отмечались еженедельные результаты. По итогам лучшая группа награждалась чаепитием с вкусняшками.
Данная игра отличная возможность проявить свои личные качества, коммуникативные качества, а также их развить. Дети очень старались, следили за своими результатами и результатами группы – соперницы. Прибирали за собой рабочее место, помогали друг другу, не раскидывали вещи в раздевалке.
Результат: преображение в кабинетах - дети убирали за собой, увидя беспорядок, устраняли его, улучшение дисциплины.
Слайд 9. Для знакомства с деталями конструктора использую интерактивную игру Мемо, игру «Пианино» и онлайн-тестирование на знание деталей конструктора.
Слайд 10. Очень понравилось детям играть в игры на тактильное восприятие, а также в этих играх дети опять же знакомятся с детальками, запоминают их название.
1. «Чудесный мешочек»
Цель : развитие тактильного восприятия, внимания, обогащения словаря.
Методика: разнообразные Lego-детали помещены в «чудесный мешочек». Педагог просит найти элементы определенной формы (кубик 2х2, кирпичик 2х6 и т. д.).
2. «Ощупай и расскажи»
Цель : развитие умения узнавать на ощупь разную фактуру деталей Lego, развитие чувствительности кончиков пальцев, активизация словаря.
Методика: игра проводится аналогично предыдущей. Усложнение состоит в том, что ребенок самостоятельно описывает найденную им в «чудесном мешочке» деталь.
Слайд 11. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы, расширяется активный словарь.
Слайд 12. На своем педагогическом опыте я убедилась, что занятие будет интересным ребенку, если оно будет начинаться каждый раз по- новому. Как было сказано в известном мультфильме о капитане Врунгеле "Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт".
Начальная фаза развития познавательного интереса - удивление. "А вы знаете, что …», «а как вы думаете…», продолжением может стать удивительный факт, который заинтересует детей.
Например:
- А как вы думаете, ребята, когда появились первые роботы? Один из самых ранних примеров роботизированного дизайна датируется 1478 годом. Автомобиль Леонардо да Винчи был пружинной автономной системой, которая, вероятно, была создана, чтобы вызвать сенсацию при дворе.
- А вы знаете что, размеры самого маленького робота не превышают песчинку? Этот робот был разработан для того, чтобы упростить ученым наблюдение за сердцем человека.
- А вы знаете что, роботы способны играть в шахматы? Чемпион мира Гарри Каспаров проиграл в шахматном поединке роботу.
Слайд 13. Но поддерживать интерес ребенка важно не только в начале занятия. Можно и изучение новой темы начать в необычной форме.
Приём “Отсроченная отгадка”.
В начале занятия излагается удивительный факт, отгадка к которому будет открыта на занятии при работе над новым материалом.
Примеры:
1. На этом занятии вы узнаете о том, как с помощью датчика, можно.
2. На занятии познакомимся с программой, с помощью которой робот сможет…
3. Сегодня мы поговорим о роботах, которые могут работать там, где…
В конце занятия дети должны продолжить фразу…
Слайд 14. Нельзя забывать и о роли физкультминуток на занятии. Известно, что дети быстро утомляются на занятиях, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Правильно организованное занятие дает детям возможность длительно поддерживать работоспособность. Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физкультминутки. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Слайд 15. Рефлексия тоже очень важна для педагога, так как помогает определять эффективность занятия и то, как группа усвоила материал темы. Эти знания помогут педагогу подготовиться к следующему занятию: наметить дальнейший план работы и найти подход к своим учащимся. А учащиеся имеют возможность сравнить свои успехи с достижениями других ребят, самостоятельно оценить свои знания и эмоциональное состояние.
Прием «Смайлик»
Всеми известный прием, только адаптированный к занятиям по робототехнике.
- Недоволен
- Сомневаюсь
- Доволен.
Слайд 16 Прием «Светофор»
Этот прием заключается в том, что учащиеся определяют свое эмоциональное состояние с помощью цвета: красный – плохо, желтый – хорошо, зеленый – отлично. Я использую на занятиях по робототехнике лего-человечков или смайлики по цветам светофора.
- Не понравилось. Было скучно.
- Понравилось, но не все. Интересно.
-Все понравилось. Было интересно!
Слайд 17. Очень часто на занятиях проводим соревновательные конкурсы
Игра «Кто самый быстрый и внимательный?»
Задача детей – найти как можно быстрее деталь того цвета, который я назову из конструктора «Лего» : Найти зубчатое колесо, найти 2 детали зеленого цвета, найти 4 детали желтого цвета и 2 детали черного и другие задания.
Игра «Конструирование по памяти»
В этом задании нужно внимательно посмотреть на образец, запомнить его, и по команде правильно и точно собрать по памяти. Работа также выполняется за контрольное время.
Слайд 18. «Быстрые Лего –человечки». На пластину ставиться человечек. Команды по очереди кидают кубик и по количеству выпавших шагов добираются до финиша по пластине. Побеждает команда, первая добравшаяся до финиша.
Можно играть на асфальте, на тротуарах, в зале, лишь изменив немного правила игры.
Слайд 19. Ну, а интересней всего проходят соревнования с готовыми моделями. Чья машина быстрее доедет до обозначенной линии, чей футболист забьет больше мячей и т. д.
Слайд 20. Очень важно на занятиях использовать постоянно что-то новое. Тогда и учащимся будет интересно. Но чтобы использовать это на занятиях, педагогу необходимо постоянно совершенствоваться.
Закончить презентацию мне хочется словами Льва Николаевича Толстого «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать», а конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание своего интеллекта.
Жан Пиаже
Еще один прием рефлексии я хочу вам продемонстрировать. Называется он «Акрослово»
Я раздам вам листочки, на которых написаны буквы главного слова нашего мастер-класса «мотивация». Ваша задача: оценить мастер- класс, придумав к букве прилагательное, выражающее ваше эмоциональное состояние на мастер-классе.