Приймак Светлана
Использование игровых технологий для творческого развития слабослышащих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие способностей у детей, имеющих проблемы в развитии, не происходит само, а требует создания определенных физических и психологических условий. Для этого можно использовать любой продуктивный вид деятельности. У детей с нарушением слуха лучше всего способности развиваются в естественном, важнейшем виде деятельности –игре.
Публикация «Использование игровых технологий для творческого развития слабослышащих детей» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
С помощью игры ребенок познает мир, учится общаться с окружающими, приобретает новые знания. Усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Для детей с нарушением слуха необходимы игры, развивающие слуховое восприятие. В своей работе с детьми я использую следующие игры : «Жмурки с колокольчиком», «Отгадай, что звучит», «Узнай, кто я такой» и т. д. (Арсенина Е. К., Матюшкина О. Л., «Энциклопедия детских игр»). С помощью этих игр, путем игровой тренировки происходит развитие слуха детей, их умение воспринимать на слух конкретные задания. Развивается умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом, распознать, как далеко от них находится источник звука.
Мышление и речь неразрывно связаны между собой: без речи нет мышления, и в то же время речь невозможна без работы мысли. А развитие речи начинается с тренировки мелкой моторики пальцев. Дело в том, что в коре головного мозга зоны мелкой моторики и речи находятся по соседству. Стоит начать стимулировать работу одной зоны, как за ней «потянется» и другая.
Тренировку мелкой моторики и пальцев я начинаю в играх с песком, крупой, бельевыми прищепками, использую сенсорные коврики. Кроме того, в этих играх формируются умения определять количество предметов на основе слухового и тактильного восприятия, формируются представления о системе координат, о непрерывном количестве: много-мало-пусто и многое другое.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное и творческое развитие детей. Среди развивающих игр я выделила игры В. Воскобовича, Б. Никитина, «Логические блоки» Дьенеша.
Преимущество этих игр в том, что они используются в системе постоянного усложнения –по «спирали» поэтапное включение игр определяется возрастными и психологическими особенностями ребенка. Взрослый, предлагая ребенку игровые задания, находится рядом, как старший и наиболее умный товарищ. Ребенок учится говорить, читать, считать, решать задачи, рисовать, не испытывая дидактического давления.
Помимо этого, одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет.
Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и заданий. Например, с детьми младшего дошкольного возраста я рассматриваю детали игр «Чудо-соты» и «Чудо-крестики». Выкладываем из их деталей несложные силуэты, используя для этого схематические рисунки. На первом этапе эти рисунки составные, т. е. части крестиков прорисованы, они изображены в натуральную величину. На следующих этапах рисунки-схемы даются в умешенном масштабе, силуэтные, в них части крестиков не показаны. Дети постарше выкладывают более сложные фигуры, переводят фигуры на лист бумаги, штрихуют или раскрашивают полученное изображение. Они могут создавать собственные фигуры, добавлять детали из других игр: «Сложи квадрат» Б. Никитина, «Рамки и вкладыши» Монтессори.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне определенной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.
Развивающие игры способствуют :
• Развитию воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).
• Совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
• Тренировке мелкой моторики кисти и пальцев.
• Освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.
• Развитию творческих способностей.
Использовать игры можно в различных видах деятельности. Новую игру я изучаю индивидуально с каждым ребенком. Знакомые игры использую на занятиях и в совместной игровой деятельности. Все игры и пособия концентрируются в одном месте: интеллектуальном игровом центре. Здесь ребенок кроме игр Воскобовича может найти игры Б. Никитина, М. Монтессори, Баряевой. Это позволяет проводить педагогическую диагностику. Если дети хорошо усвоили образовательный материал с одними играми, то происходит перенос знаний и умений на другой материал. Например, карточки-задания от игры «Чудо-соты» Воскобовича можно использовать в игре «Сложи квадрат» Никитина. Или задания к игре Никитина «Сложи узор» использовать в игре «Прозрачный квадрат» Воскобовича.
Развивающие игры Б. Никитина и В. Воскобовича дисциплинируют детей, повышают познавательную активность, учат детей мыслить, доводить начатое дело до конца, проявлять индивидуальность в решении игровых творческих задач.