Наталья Михайловна Шляпникова
Использование игровых приёмов и методов для повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приёмов и методов для повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса.
Игра – один из основных видов деятельности детей.
В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения.
Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания.
Публикация «Использование игровых приёмов и методов для повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса» размещена в разделах
Василий Александрович Сухомлинский писал:
“присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и ребёнка, направленные на решение задач обучения.
Приём — это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приёмы могут входить в состав различных методов.
Например, в методе «упражнения» выделяются следующие приёмы :
Показ педагога, как надо применять изучаемый материал на практике
Воспроизведение детьми показанных педагогом действий
Последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков
Цель применения игровых приёмов и методов обучения –
Развитие устойчивого познавательного интереса у детей через разнообразные игровые формы обучения.
Игра решает следующие задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Методы обучения можно подразделить на три обобщё нные группы:
пассивные методы (пассивные методы обучения – это методы, при которых обучающийся занимает позицию пассивного слушателя информации, сообщаемой педагогом.)
Активные методы (это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом)
интерактивные методы (это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и детьми в режиме диалога или беседы)
Так же, существует несколько групп игровых методов и приёмов, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. П.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры, викторины. Это могут быть такие игры как: “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, «Брейн-ринг», клуб «Почемучек», «Самый умный», «Лабиринт», «Своя игра».
III группа игр, которая используется, как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от детей умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр,
Интеллектуальные игры –
Игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Макаренко Антон Семёнович
Разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий.
Он считал, что как в наглядности не должно быть лишних элементов, так и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность.
Макаренко А. С. Понимал, что игры должны быть использованы и связаны с возрастными особенностями детей, и нельзя игру, в которую играет ребенок 4 лет использовать в старших классах «каждой игре свой возраст» т. К. Ребята меняются, растут и развиваются
Воспитывая и обучая детей письму, чтению, счету педагоги используют в своей практике игры.
Вывод:
Из всего этого можем сделать вывод, что незаменимым методом образовательной работы - является игра.
Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности.