Надежда Ануфриева
Использование игр-экспериментирований в сенсорном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам.
Ральф У Эмерсон
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Публикация «Использование игр-экспериментирований в сенсорном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами.
Дети усваивают такие понятия как величина, запах, вкус; мнётся - ломается, высоко - низко, далеко - близко, мягкий - твёрдый, тёплый - холодный и прочее).
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Для ребенка гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем -то знания в готовом виде.
С целью повышения педагогического мастерства по теме «Использование игр -экспериментирований в сенсорном развитии детей дошкольного возраста» мной была изучена научно-методическая литература:
Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами», Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Поддьяков А. Н. «Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте», Костюченко М. П., Камалова Н. Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», Мартынова Е. А. Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет», а также интернет-ресурсы.
5-55Начинать экспериментирование в детском саду можно с самого раннего возраста.
Дети в возрасте 2 - 3 лет начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Эксперимент представляет собой простейшие действия, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Во второй младшей группе (3 - 4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на знаниях сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны свойства изучаемых объектов.
В возрасте 4 - 5 лет у детей формируются умения самостоятельно получать сведения о новом объекте, с помощью сравнения, анализа и обобщения. Для опытов активно используются все органы чувств.
В старшей группе (5-6 лет, используя экспериментальную деятельность, педагог мотивирует детей на самостоятельное проведение исследовательских действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6 - 7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
В процессе организации детского экспериментирования придерживаюсь определенной структуры:
1. Постановка проблемы (ставится воспитателем);
2. Целеполагание;
3. Выдвижение детьми гипотез;
4. Проверка гипотез;
5. Анализ полученного результата;
6. Формулировка выводов.
В группе организована для работы по экспериментальной деятельности предметно – пространственная среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, где имеются разнообразные материалы. интернет
Материалы находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в нужном количестве.
Для безопасной деятельности были разработаны правила работы:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. Убирай все на место.
4. Работа проводится под наблюдением взрослых.
5. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
6. Не трогать грязными руками глаза.
7. Не брать руки в рот.
В нашей группе с детьми проводятся экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы. В своей работе используем серию книг Марины Султановой: «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с водой».
Используем наглядное пособие «Беседы по картинкам. Уроки экологии».
Проводим развивающие игры :
«Что происходит в природе?» - причинно-следственные связи, «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода» - экологические цепочки, «Ветки и детки».
Экспериментирование провожу в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей.
В продуктивной деятельности использую нетрадиционные техники рисования: по мокрой бумаге, соломинкой, ватными палочками, пальчиками. Дети экспериментируют с красками, смешивают, разбавляют, сравнивают.
В непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических понятий дети сравнивают, измеряют, анализируют предметы различные вещества.
Для речевого развития детей широко использую опыты для развития фонематического слуха и опыты для развития речевого аппарата. Например, «Тихо-громко», «Игры – шумелки», «Горячий чай» и др.
Чтение художественной литературы способствует познавательному развитию детей. Например, после прочтения русской народной сказки «Колобок», дети узнают о некоторых свойствах главного героя сказки; «Заюшкина избушка» - о природных явлениях; «Три поросенка» С. Михалкова – узнают о силе струи воздуха на различные предметы.
Провожу разнообразные эксперименты на прогулке: «Воздух и вода», «Волшебный снег», «Удивительный песок», «Игры с Солнцем», «Твердые предметы», «Волшебная радуга», «Юные ученые». В самостоятельной деятельности дети проигрывают некоторые эксперименты, не сознавая о том, что проводят опыт. Например, дети собираются около лужи и бросают различные по свойствам предметы, тем самым узнают, какие плавают, какие тонут.
Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, выдвигают свои предположения, спорят, доказывают свою точку зрения, что стимулирует развитие сенсорных эталонов дошкольников. Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет?» если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Например, опыт «Волшебный магнит» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы.
Такие эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети все проделывают сами. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини лаборатории. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности. Дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводились мероприятия: консультация на тему: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»; разработана памятка для родителей «Игры с водой», семинар - практикум: «Удивительное рядом».
В родительском уголке размещаю информацию о различных формах проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Привлекаю родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.
Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Данная тема интересна, актуальна, многогранна. Помогает развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях дошкольника. А так же формирует у них сенсорные эталоны.