Татьяна Захарова
Использование фольклора для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
г. Кингисепп
МБДОУ № 6 «ЦРР - детский сад»
воспитатель Захарова Т. Т.
«Использование фольклора для развития речи дошкольников»
Непременное условие для всестороннего развития – общение со взрослым! А важнейшее средство- язык. Одна из главных задач развитие речи — это общая задача она подразделяется на 3 отдельные задачи
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
1. Расширение, обогащение и активизация словаря
2. Воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте
3. Формирование правильной разговорной речи.
Неоценима роль фольклора. Он появился задолго до литературы и поэзии. Создавался на базе живого языка и значит, невозможен без интонации и жестов.
Поражает простотой точностью и красотой.
Своему совершенству он обязан творческой работе сотен людей. Так где как не в фольклоре мы должны черпать материал для развития речи.
На пустом месте это невозможно. Необходимо создать соответствующую развивающую среду.
В интерьер группы включаем элементы русского декоративно-прикладного искусства: игрушки из ткани, куклы предметы быта.
Идеально было бы создание в саду русской горницы.
В планировании занятий и режимных моментах уделять фольклору большее внимание.
Можно использовать парциальную программу О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
После создания среды переходим непосредственно к решению основных задач по развитию речи.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений). Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Чтобы сформировать связную речь необходимо научить пользоваться звуковыми средствами. Это интонация, логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения.
Основой связной речи является диалог.
Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, яркая интонационная мимика.
Яму копал? -Копал В яму упал? – Упал
В яме сидишь? – Сижу Яма сыра? – Сыра
Как голова цела? – Цела Значит живой? – Живой
- ну, я пошел домой.
Конкретность вызывает четкий и простой ответ. Освоив интонационную выразительность, дети смогут применять ее в сложных предложениях.
Восклицательная интонация на закличках. Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей!
Эту же роль играют и русские словесные игры. Здесь эмоционально-мимические компоненты работают. «Девица – девица»
Дети: Девица – девица, сходи по водицу!
Девица: Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети: Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется – голова трясется!
Девица: Поймаю вас всех сейчас!
Чем чаще играют, тем сильнее эмоции и мимика. Девица говорит капризным тоном.
Положительное влияние от театральной деятельности. Разнообразие театров в сочетании с колоритными в речевом отношении текстами побуждают детей проявлять свои речевые знания и эмоциональные качества. Здесь конечно бесценны короткие сказки.
При рассказывании сказок можно применялись такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире. Эти приемы следующие: - объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте; - введение слов — этических оценок поступков героев; - привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями; - динамический акцент на фрагментах текста; - наглядность; - неоднократное повторение текста в игровой форме. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».
Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребенок волка. Прием словесного рисунка способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи. Это может быть портрет героя (описать, как выглядела Красная шапочка) или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька). Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера персонажей. Разновидностью этого приема является воображаемый диалог с героем. Обращение к литературному персонажу и предполагаемый ответ раскрепощает ребенка, стимулирует его словесное отношение к художественному образу. Оценка поступков героев, адресованная непосредственно самому герою, более эмоциональна, осознанна и мотивированна.
Существуют различные виды заданий, в основе которых лежат сказки, для развития монологической речи.
Изменение конца сказки. Не все сказки заканчиваются благополучно, а дошкольникам, активно сопереживающим героям, хочется, чтобы конец у сказки был счастливым. Это является поводом для предложения изменить сказочную развязку. Дети «спасают» Колобка, придумывают, как уберечь от костра Снегурочку, избежать разрушения теремка и т. д.
Приобщение к данному виду контаминации по мотивам литературного произведения рекомендуется осуществлять так: Вначале в беседе с детьми вызывают сочувствие к Колобку, обсуждают с ними возможные варианты «спасения» Колобка. А затем дается задание придумать новую сказку про Колобка, который не дал лисе себя съесть.
Перестановка событий внутри одной сказки. Для заданий этого типа можно рекомендовать использовать сказки со сменой однотипных событий: «Репка», «Теремок» и т. п. Что меняется в сказках? Их последовательность: последнее событие становится первым, а первое - последним. На первый взгляд это простое задание для детей, но перестановка персонажей требует от детей значительных умственных усилий. На первых порах рекомендуется использовать изображения персонажей (фланелеграф, фигурки настольного театра).
Пример плана работы над этим заданием с детьми: Сочинение новой сказки «Репка».
1) Детям сообщается, что новые сказки можно сочинять из старых. Предлагает попробовать сочинить новую сказку.
2) Беседа о событиях сказки (например, «Репка», восстанавливающая их последовательность.
3) Объяснение способа действия: «Знаете, как можно сочинить новую сказку про репку? Рассказать все наоборот. Первой будет тянуть репку мышка, а не дед. Кто следующий должен тянуть?»
4) Воспитатель надевает на себя «сказочный колпак», говорит: «Я начну сказку, а продолжит тот, кому я надену колпак. Посадила репку мышка…».
Существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой. Это может быть моделирование сказок, создание проблемных ситуаций, творческие задания, сказки на новый лад, «узнай сказку по песенке героев», «продолжи сказку», «нарисуй сказку» и т. д. Среди основных приемов, используемых в работе с народной сказкой можно назвать: «найди ласковые, красивые, грустные слова», «сочини смешное слово» и т. д. Таким образом фольклор – это неиссякаемый источник народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.