Папки-передвижки

Использование движений на занятиях по изодеятельности

РИММА БЕЛОВА
Использование движений на занятиях по изодеятельности

Занятия физическими упражнениями

оказывают большое влияние

на всестороннее развитие ребенка.

Формируется и развивается

внутренний мир ребенка – его мысли,

чувства, нравственные качества,

поведение.

П. Ф. Лесгафт

Для соразмернности, красоты и здоровья

требуется не только образование

в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь

физическими упражнениями, гимнастикой.

Платон

Публикация «Использование движений на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах

Выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670) был уверен, что формирование человека должно начинаться именно в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно. Он высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, нужно воспитать как всесторонне развитого и физически крепкого человека. Коменский уделил значительное внимание физическому воспитанию. Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормальное духовное развитие.

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. А приоритетная задача всего процесса ДОО – именно сохранение и укрепление здоровья воспитанника, приобщение его к ценностям ЗОЖ.

Известно, что работа педагогов ДОО по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашей образовательной организации, в частности, мою, как воспитателя, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Этим опытом я успешно пользуюсь и стараюсь наработать свой.

В соответствии с ФГОС идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Например, интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Физической развитие» я считаю целесообразным и весьма значимым. Использование физических упражнений и движений на занятиях по изодеятельности не только устраняет перегрузки, но и активно способствует развитию художественно-творческих способностей детей.

Вообще мы определяем физические упражнения как движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания. На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др., а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).

Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Эту идею продвигал живописец, великий итальянский художник Леонардо Да Винчи (1452-1519 г. г.). Он говорил, что прежде, чем сесть рисовать, надо сделать физические упражнения.

Но в НОД по изодеятельности целесообразнее проводить физкультминутки.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Во время художественной деятельности, в паузах, я провожу физкультминутки. Их цель — поддержание творческой работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их провожу в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление. Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутки сопровождаются стихотворной речью и подобраны по тематике художественной деятельности. Несмотря на закономерные различия поставленных задач физического развития дошкольников и задач художественной деятельности детей основная цель нашей совместной деятельности состоит в том, чтобы открыть в ребёнке его неповторимость, сохранив при этом его здоровье, внимание, творческую активность.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

• Упражнения, корректирующие осанку;

• Дыхательная гимнастика.

• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

Гимнастика для глаз: (воспитатель держит на вытянутой над головой рукой палку с прикрепленном к ней вырезанным из цветной бумаги красивым листиком. Под диктовку проводит плавные движения, а дети следят за ними глазами.

Тихо в воздухе кружит.

Он все ниже, ниже, ниже,

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете.

Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. В. А. Сухомлинский

Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:

1. «Колка дров». И. п. : ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.

2.«Обезьянки» - прыжки на двух ногах.

Мы сегодня обезьянки,

По-английски – просто манки.

Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу

И опять бежим по кругу.

3. «Часы» - наклоны туловища вправо – влево и др.

Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы –

Девять раз пробьют они.

У часов тяжелый труд:

Всё они идут, идут…

4. Упражнение «Прямая спинка».

Встать, плотно прижавшись спиной, пятками и головой к стене. Потом начинать спокойно и медленно двигаться от стены, сохраняя равновесие, и сделать несколько кругов по комнате в таком положении.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Поэтому лучше выйти из группового помещения в заранее проветренную приемную и там сделать дыхательные упражнения.

Например: (показать)

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

А потом на облака

И остановимся пока.

Использование музыки и танца для физкультминуток (как возможно интересные для детей движения). Еще с древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.

Для кистей рук:

1. Так проворны наши руки –

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, как крылья –

С ними можно полетать.

Ими можно рисовать.

2. Простейшая пальчиковая гимнастика: сжимать и разжимать кулачки, а потом раскрывать и закрывать по одному пальцу, по два пальца одновременно на обеих руках.

3. Или посложнее: (перед тем, как мы приступим к работе)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы обеих рук соединяем в замок)

Подружили мы с тобой

Маленькие пальчики

(дети крутят кисти рук, показывая мизинчики)

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем рисовать!

(поочередное касание всеми пальчиками)

Звучит спокойная музыка, дети рисуют.

Изобразительная деятельность сама по себе играет особую роль в развитии мелкой моторики. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Поэтому такие физические упражнения, как пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики рук эффективно дополняют процесс изодеятельности.

Подводя итог НОД по изодеятельности, я понимаю, что самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности воспитанника и состояние его здоровья.

Таким образом, решение основной задачи в любом детском саду - приобщение детей к здоровому образу жизни - может и должно решаться средствами изобразительной деятельности.

Итак, приняв во внимание вышесказанное, получим конкретные советы, методы, приемы работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на занятиях по изодеятельности.

Чтобы воспитанники не уставали на занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их, необходимо создать условия для здорового развития детей:

• проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.

А также то, что тоже имеет большое значение и не требует от воспитателя особых усилий и подготовок:

• обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить игры малой подвижности, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д);

• контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);

• соблюдение психологического климата в группе (взаимоотношения на занятии : комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания).

И не забывайте про нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Жан-Жак Руссо)

Успехов Вам, дорогие педагоги!

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его.

Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на музыкальных занятиях МБОУ № 5 «Звёздочка» Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений и перестроений под музыку.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Подготовил воспитатель 1кв. категории МБДОУ ЦРР "Россиянка».

Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Учитель-логопед МКДОУ №85 Петухова Светлана Владимировна Преодоление задержки.

Использование нетрадиционного материала на занятиях по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников Доклад к педсовету В историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Физиологи считают.

Использование танцевально-ритмических движений при организации утренней гимнастики «Использование танцевально-ритмических движений при организации утренней гимнастики». Инструктор по физкультуре Зародина Ю. Ю. Мне зарядку.

Использование устного народного творчества на занятиях в ДОУ Использование устного народного творчества на занятиях в ДОУ. Казьмина Светлана Николаевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка», г. Тамбов.

Пуантилизм для детей или нетрадиционная техника рисования ватными палочками на занятиях по изодеятельности в старшей группеПуантилизм для детей или нетрадиционная техника рисования ватными палочками на занятиях по изодеятельности в старшей группе Дети любого возраста очень любят нетрадиционные приемы рисования. Занятия проходят в непринужденной, веселой атмосфере, ребятишки сначала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование движений на занятиях по изодеятельности
Опубликовано: 18 марта 2016 в 21:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД