Приложение МААМ

Использование движений на занятиях по изодеятельности

РИММА БЕЛОВА
Использование движений на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Занятия физическими упражнениями

оказывают большое влияние

на всестороннее развитие ребенка.

Формируется и развивается

внутренний мир ребенка – его мысли,

чувства, нравственные качества,

поведение.

П. Ф. Лесгафт

Для соразмернности, красоты и здоровья

требуется не только образование

в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь

физическими упражнениями, гимнастикой.

Платон

Публикация «Использование движений на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах

Выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670) был уверен, что формирование человека должно начинаться именно в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно. Он высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, нужно воспитать как всесторонне развитого и физически крепкого человека. Коменский уделил значительное внимание физическому воспитанию. Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормальное духовное развитие.

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. А приоритетная задача всего процесса ДОО – именно сохранение и укрепление здоровья воспитанника, приобщение его к ценностям ЗОЖ.

Известно, что работа педагогов ДОО по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашей образовательной организации, в частности, мою, как воспитателя, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Этим опытом я успешно пользуюсь и стараюсь наработать свой.

В соответствии с ФГОС идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Например, интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Физической развитие» я считаю целесообразным и весьма значимым. Использование физических упражнений и движений на занятиях по изодеятельности не только устраняет перегрузки, но и активно способствует развитию художественно-творческих способностей детей.

Вообще мы определяем физические упражнения как движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания. На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др., а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).

Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Эту идею продвигал живописец, великий итальянский художник Леонардо Да Винчи (1452-1519 г. г.). Он говорил, что прежде, чем сесть рисовать, надо сделать физические упражнения.

Но в НОД по изодеятельности целесообразнее проводить физкультминутки.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Во время художественной деятельности, в паузах, я провожу физкультминутки. Их цель — поддержание творческой работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их провожу в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление. Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутки сопровождаются стихотворной речью и подобраны по тематике художественной деятельности. Несмотря на закономерные различия поставленных задач физического развития дошкольников и задач художественной деятельности детей основная цель нашей совместной деятельности состоит в том, чтобы открыть в ребёнке его неповторимость, сохранив при этом его здоровье, внимание, творческую активность.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

• Упражнения, корректирующие осанку;

• Дыхательная гимнастика.

• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

Гимнастика для глаз: (воспитатель держит на вытянутой над головой рукой палку с прикрепленном к ней вырезанным из цветной бумаги красивым листиком. Под диктовку проводит плавные движения, а дети следят за ними глазами.

Тихо в воздухе кружит.

Он все ниже, ниже, ниже,

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете.

Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. В. А. Сухомлинский

Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:

1. «Колка дров». И. п. : ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.

2.«Обезьянки» - прыжки на двух ногах.

Мы сегодня обезьянки,

По-английски – просто манки.

Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу

И опять бежим по кругу.

3. «Часы» - наклоны туловища вправо – влево и др.

Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы –

Девять раз пробьют они.

У часов тяжелый труд:

Всё они идут, идут…

4. Упражнение «Прямая спинка».

Встать, плотно прижавшись спиной, пятками и головой к стене. Потом начинать спокойно и медленно двигаться от стены, сохраняя равновесие, и сделать несколько кругов по комнате в таком положении.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Поэтому лучше выйти из группового помещения в заранее проветренную приемную и там сделать дыхательные упражнения.

Например: (показать)

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

А потом на облака

И остановимся пока.

Использование музыки и танца для физкультминуток (как возможно интересные для детей движения). Еще с древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.

Для кистей рук:

1. Так проворны наши руки –

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, как крылья –

С ними можно полетать.

Ими можно рисовать.

2. Простейшая пальчиковая гимнастика: сжимать и разжимать кулачки, а потом раскрывать и закрывать по одному пальцу, по два пальца одновременно на обеих руках.

3. Или посложнее: (перед тем, как мы приступим к работе)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы обеих рук соединяем в замок)

Подружили мы с тобой

Маленькие пальчики

(дети крутят кисти рук, показывая мизинчики)

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем рисовать!

(поочередное касание всеми пальчиками)

Звучит спокойная музыка, дети рисуют.

Изобразительная деятельность сама по себе играет особую роль в развитии мелкой моторики. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Поэтому такие физические упражнения, как пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики рук эффективно дополняют процесс изодеятельности.

Подводя итог НОД по изодеятельности, я понимаю, что самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности воспитанника и состояние его здоровья.

Таким образом, решение основной задачи в любом детском саду - приобщение детей к здоровому образу жизни - может и должно решаться средствами изобразительной деятельности.

Итак, приняв во внимание вышесказанное, получим конкретные советы, методы, приемы работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на занятиях по изодеятельности.

Чтобы воспитанники не уставали на занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их, необходимо создать условия для здорового развития детей:

• проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.

А также то, что тоже имеет большое значение и не требует от воспитателя особых усилий и подготовок:

• обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить игры малой подвижности, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д);

• контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);

• соблюдение психологического климата в группе (взаимоотношения на занятии : комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания).

И не забывайте про нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Жан-Жак Руссо)

Успехов Вам, дорогие педагоги!

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его.

Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений на музыкальных занятиях МБОУ № 5 «Звёздочка» Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми при разучивании танцевальных движений и перестроений под музыку.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Подготовил воспитатель 1кв. категории МБДОУ ЦРР "Россиянка».

Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Учитель-логопед МКДОУ №85 Петухова Светлана Владимировна Преодоление задержки.

Использование нетрадиционного материала на занятиях по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников Доклад к педсовету В историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Физиологи считают.

Использование танцевально-ритмических движений при организации утренней гимнастики «Использование танцевально-ритмических движений при организации утренней гимнастики». Инструктор по физкультуре Зародина Ю. Ю. Мне зарядку.

Использование устного народного творчества на занятиях в ДОУ Использование устного народного творчества на занятиях в ДОУ. Казьмина Светлана Николаевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка», г. Тамбов.

Пуантилизм для детей или нетрадиционная техника рисования ватными палочками на занятиях по изодеятельности в старшей группеПуантилизм для детей или нетрадиционная техника рисования ватными палочками на занятиях по изодеятельности в старшей группе Дети любого возраста очень любят нетрадиционные приемы рисования. Занятия проходят в непринужденной, веселой атмосфере, ребятишки сначала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование движений на занятиях по изодеятельности
Опубликовано: 18 марта 2016 в 21:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование движений на занятиях по изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем РИММА БЕЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД