РИММА БЕЛОВА
Использование движений на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия физическими упражнениями
оказывают большое влияние
на всестороннее развитие ребенка.
Формируется и развивается
внутренний мир ребенка – его мысли,
чувства, нравственные качества,
поведение.
П. Ф. Лесгафт
Для соразмернности, красоты и здоровья
требуется не только образование
в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь
физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон
Публикация «Использование движений на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670) был уверен, что формирование человека должно начинаться именно в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно. Он высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, нужно воспитать как всесторонне развитого и физически крепкого человека. Коменский уделил значительное внимание физическому воспитанию. Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормальное духовное развитие.
В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. А приоритетная задача всего процесса ДОО – именно сохранение и укрепление здоровья воспитанника, приобщение его к ценностям ЗОЖ.
Известно, что работа педагогов ДОО по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашей образовательной организации, в частности, мою, как воспитателя, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Этим опытом я успешно пользуюсь и стараюсь наработать свой.
В соответствии с ФГОС идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Например, интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Физической развитие» я считаю целесообразным и весьма значимым. Использование физических упражнений и движений на занятиях по изодеятельности не только устраняет перегрузки, но и активно способствует развитию художественно-творческих способностей детей.
Вообще мы определяем физические упражнения как движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания. На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др., а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Эту идею продвигал живописец, великий итальянский художник Леонардо Да Винчи (1452-1519 г. г.). Он говорил, что прежде, чем сесть рисовать, надо сделать физические упражнения.
Но в НОД по изодеятельности целесообразнее проводить физкультминутки.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Во время художественной деятельности, в паузах, я провожу физкультминутки. Их цель — поддержание творческой работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их провожу в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление. Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутки сопровождаются стихотворной речью и подобраны по тематике художественной деятельности. Несмотря на закономерные различия поставленных задач физического развития дошкольников и задач художественной деятельности детей основная цель нашей совместной деятельности состоит в том, чтобы открыть в ребёнке его неповторимость, сохранив при этом его здоровье, внимание, творческую активность.
Можно выделить следующие виды физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего и локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
Гимнастика для глаз: (воспитатель держит на вытянутой над головой рукой палку с прикрепленном к ней вырезанным из цветной бумаги красивым листиком. Под диктовку проводит плавные движения, а дети следят за ними глазами.
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок –
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. В. А. Сухомлинский
Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
1. «Колка дров». И. п. : ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.
2.«Обезьянки» - прыжки на двух ногах.
Мы сегодня обезьянки,
По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу.
3. «Часы» - наклоны туловища вправо – влево и др.
Тик да тик – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Всё они идут, идут…
4. Упражнение «Прямая спинка».
Встать, плотно прижавшись спиной, пятками и головой к стене. Потом начинать спокойно и медленно двигаться от стены, сохраняя равновесие, и сделать несколько кругов по комнате в таком положении.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Поэтому лучше выйти из группового помещения в заранее проветренную приемную и там сделать дыхательные упражнения.
Например: (показать)
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
А потом на облака
И остановимся пока.
Использование музыки и танца для физкультминуток (как возможно интересные для детей движения). Еще с древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка - дошкольника еще недостаточно развиты.
Для кистей рук:
1. Так проворны наши руки –
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, как крылья –
С ними можно полетать.
Ими можно рисовать.
2. Простейшая пальчиковая гимнастика: сжимать и разжимать кулачки, а потом раскрывать и закрывать по одному пальцу, по два пальца одновременно на обеих руках.
3. Или посложнее: (перед тем, как мы приступим к работе)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук соединяем в замок)
Подружили мы с тобой
Маленькие пальчики
(дети крутят кисти рук, показывая мизинчики)
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем рисовать!
(поочередное касание всеми пальчиками)
Звучит спокойная музыка, дети рисуют.
Изобразительная деятельность сама по себе играет особую роль в развитии мелкой моторики. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Поэтому такие физические упражнения, как пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики рук эффективно дополняют процесс изодеятельности.
Подводя итог НОД по изодеятельности, я понимаю, что самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности воспитанника и состояние его здоровья.
Таким образом, решение основной задачи в любом детском саду - приобщение детей к здоровому образу жизни - может и должно решаться средствами изобразительной деятельности.
Итак, приняв во внимание вышесказанное, получим конкретные советы, методы, приемы работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на занятиях по изодеятельности.
Чтобы воспитанники не уставали на занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их, необходимо создать условия для здорового развития детей:
• проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.
А также то, что тоже имеет большое значение и не требует от воспитателя особых усилий и подготовок:
• обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить игры малой подвижности, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д);
• контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);
• соблюдение психологического климата в группе (взаимоотношения на занятии : комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания).
И не забывайте про нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Жан-Жак Руссо)
Успехов Вам, дорогие педагоги!