Светлана Владимировна Петухова
Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кубиков Зайцева
Учитель-логопед МКДОУ №85 Петухова Светлана Владимировна
Преодоление задержки психического развития у дошкольников – одна из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Уже в дошкольном возрасте дети с задержкой психического развития не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению
Публикация «Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубики. Игры с кубиками
- Логопедические занятия
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Темочки
Нарушение процессов восприятия это:
недостаточность фонематического восприятия
снижение слуховой памяти
нарушения звукопроизносительной стороны речи
дети с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте
У детей выявляются трудности в формировании письменной речи
Отечественный психолог Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику обучения детей чтению на основе оригинальных кубиков. Данная методика приобрела огромную популярность среди родителей и педагогов дошкольных учреждений. Для работы необходим комплект кубиков Зайцева с таблицами и складовыми картинками
Почему кубики разного размера и цвета? Зачем нужен наполнитель?
Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие – категории для детей абстрактные и совершенно непонятные.
А что у нас? «Золотые» - для гласных. «Железные» или «деревянные» - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком.
Кубики отличаются по ряду параметров: цвету, звуку, весу, размеру, графическому изображению букв. Кубики разных размеров заполняются соответствующим материалом, в зависимости от склада. К тому же за определенными буквами закреплены определенные цвета, что помогает на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора.
Для быстрого распознавания и надежного запоминания используются мнемонические приемы.
-деление на группы по цвету
-по объемам
-по звучанию и вибрации наполнителя
-по весу.
Так же в набор входят таблицы
ТАБЛИЦЫ
Таблицы должны быть размещены на стене.
С таблицами работать нужно с помощью указки
При работе с таблицами у ребенка задействуются все отделы мозга, информация идет по основным каналам восприятия, происходит пробуждение нервных клеток. Благодаря кинестетическим ощущениям (работе с указкой) ребенок быстро запоминает расположение основных складов
Достоинство таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.
В правом верхнем углу таблицы 1 – цифры. Чёрные – для Чётных чисел НЕЧЁрные- НЕЧЁтные числа
Манипуляции с кубиками и работа с таблицей способствуют развитию процессов зрительного, слухового и двигательного восприятия, развитию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, закреплению навыков словообразования и словоизменения, развитие грамматических категорий
Регулярное пропевание песенок по таблицам и кубикам способствует развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации звуков, развитию ритмико-интонационной стороны речи
Таким образом, система упражнений по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева предполагает опору на все основные каналы восприятия
Вся коррекционная работа условно делится на три этапа: подготовительный, основной и итоговый. Переход от одного этапа к другому зависит от усвоения конкретных этапных задач, особенностей развития детей
Подготовительный этап
привлечение внимания детей к кубикам и таблицам
соотнесение звуков речи с буквами
слитное чтение складов
автоматизация и дифференциация звукопроизношения в слогах
развитие умения манипулировать кубиками
учить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции
Основной этап
обучение детей самостоятельно выкладывать двусложные и трехсложные слова из кубиков и читать их
знакомство с понятиями «слово», «ударение» и «большая буква»
работа по складовым картинкам на материале лексических тем
работа со складовыми картинками по развитию грамматических категорий
работа с кубиками по развитию словообразования и словоизменения
автоматизация и дифференциация звукопроизношения в словах
Итоговый этап
обучение детей выкладыванию из кубиков короткие фразы с предлогом и без предлога, читать их
дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения
научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге
Итоговый этап обучения может продолжаться дольше, чем предыдущие, поскольку предлагаемый материал является достаточно сложным для детей с задержкой психического развития
Ребята все быстрее и быстрее находят кубики и уже могут составлять из них слова. Пользуемся этим и просим например приготовить обед: Дети из кубиков выкладывают меню на сегодня. Здесь так же на помощь педагогу приходят на помощь и дополнительные приложения к системе Зайцева такие игры как :
Зоопарк;
Растения;
Игрушки;
Продукты питания
Юный повар;
Волшебник;
Трансформер;
Цирк;
Профессии;
Дорожные знаки.