Терешонок Ольга
Использование дидактического пособия «Ковролинограф» как эффективное средство в коррекции речи в группах ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактического пособия как эффективное средство в коррекции речи в группах ОНР
Детский дошкольный возраст уникален, потому как сформируется ребенок, такая будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ведь дети могут быть непосредственными и непредсказуемыми, и замечать то, что мы взрослые не обращаем внимания.
Публикация «Использование дидактического пособия „Ковролинограф“ как эффективное средство в коррекции речи в группах ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2023
Развитие детей становится неотъемлемой частью воспитания, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Ранним направлением развития является мелкая моторика пальцев рук ребенка.
В нашей группе компенсирующей направленности мы придаё м огромное значение сенсомоторному развитию детей: сенсорное развитие (цвет, форма, величина) ведётся параллельно с работой, направленной на развитие моторики и координации движений.
Я в своей группе создала сенсорную стену, за основу которой был взят обычный ковролин. Вдохновила меня методика В. В. Воскобовича, на основе которой был создан этот комплекс развивающих игр на ковролине. Комплекс представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по технике фланелеграфа (ковролин и деревянный каркас). Такие материалы, как ковролин и липучка очень хорошо сцепливаются между собой, что нельзя сказать о фланелевом полотне. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к и не падает с полотна во время занятий. Этот комплекс очень прост в изготовлении и не требует больших затрат.
Весь игровой материал (геометрические фигуры, герои сказок, цифры,буквы) разных размеров и цветов вырезаны из фетра, а с обратной стороны фигуры крепится липучка с помощью степлера.
Выглядит этот комплекс, как аналог школьной доски, только более современно и креативно,и содержит и простор для детской фантазии.
Такая работа включает следующие этапы:
1. Формирование цвета, формы, величины;
2. Обучение умению различать форму, цвет и величину, выполнять сложные действия например : Д/И «Собери ёлочку», «Собери бусы, как на картинке», «Укрась платье кукле», «Что лишнее?», «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Найди такой же», «Найди свой домик» и т. д.
Я рекомендую педагогам использовать в работе ковролинограф, так как ребёнок сможет не только со стороны наблюдать за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач.
Благодаря такому комплексу включаются в работу и психологические процессы: внимание, память, воображение, мышление.
Используя ковролинограф, мы можем придумывать огромное количество разнообразных игр и заданий для работы с детьми на занятиях и не только.
Этот метод задействует много областей: «Познание» (сенсорное развитие, знакомство с геометрическими фигурами, ознакомление с окружающим миром, «Коммуникация» (развитие связной речи, обогащение словаря) :«Чьи детки», «Расскажи о зиме», «Кто, что ест?» и др. На плоскости доски можно размещать различные дидактические игры : «Найди отличия», «Убери лишнее» и многие другие.
Составлять различные изображения, тот случай, когда дети творцы своей игры «Сложи узор из геометрических фигур», «Укрась ёлочку».
С помощью цветных шнурков на ковролинографе можно составлять лабиринты, развивает прослеживающие функции глаз и тактильную чувствительность. Так же развивается моторика кистей рук, общая координация движений, тренирует мышцы глаз.
Ковролинограф удобен для использования в театральной деятельности. Раскладывая героев сказок, дети лучше запоминают сюжет сказки.
Я работаю в логопедической группе и весь образовательно-развивающий процесс построен по лексическим темам. И я опять использую в своей работе ковролинограф. Материал готовлю заранее. Составлять красивые панно мне помогают дети. Далее мы можем использовать это панно для составления рассказов и вносим изменения вместе с детьми. С удовольствием использую его для оформления праздников.
А теперь подведём итоги работы с ковролинографом :
- развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь;
-развивает творческие способности дошкольников;
-развивает координацию движений, общую и мелкую моторику;
-развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры);
-сплачивает группу, развивает симпатию, умение взаимодействовать со сверстниками, создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;
-развивает умение действовать соответственно правилам игры.
Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.
Список литературы
1. Л. С. Вакуленко. ,В. В. Воскобович «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» универсальное средства в работе с детьми дошкольного возраста, 2017
2. Н. В. Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. С. -П. 2020
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005.
4. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : 2002
5. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. : Просвещение, 1988.