Получи документы

Использование дидактических игр в речевых упражнениях для детей 4–5 лет

Минхаирова
Использование дидактических игр в речевых упражнениях для детей 4–5 лет

Аннотация: в статье подчёркивается важность правильной речи, выясняются компоненты высокого уровня развития речи.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний дошкольный возраст.

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного

Публикация «Использование дидактических игр в речевых упражнениях для детей 4–5 лет» размещена в разделах

развития детей. Чем грамотнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, легче формируются отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности детей к успешному обучению в школе.

Развитие речи тесно связано со всеми направлениями развития ребёнка. Чтобы связно рассказать о чём–нибудь, нужно ясно представить объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и связывать их.

Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

Обучение русскому языку и развитие речи представляют богатые возмож-ности для нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказу, но и к частным аспектам обучения родному языку: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи.

Высокий уровень развития речи дошкольников включает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказываний;

- развитая культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, объяснять, спрашивать);

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умение читать и писать.

Дети с проблемами в области здоровья нуждаются в особом подходе. В настоящее время отмечается увеличение количества детей с отклонениями в раз-витии речи, слуха, зрения. Это выдвигает перед нами, педагогами, задачу использования новых подходов в воспитательно–образовательном процессе. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – в нашей стране сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Значительное место в моей работе с детьми 4–5 лет занимают дидактические речевые упражнения, словесные, печатные и настольные дидактические игры.

Чтобы приучить детей к умственному труду, я стараюсь сделать его интересным, занимательным.

Словесные игры без игрушек и картинок, т. е. игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Детям моей группы нравятся игры– потешки: «Сорока–воровка», «Коза рогатая», «Ладушки», «Гуси–лебеди», «Каравай». Во всех этих играх дети учатся говорить в быстром и мед-ленном темпе, классифицировать предметы, упражняются в диалогической речи, учатся действовать по сигналу.

В начале учебного года я провожу с детьми игры, предназначенные для

младшего дошкольного возраста: «Игра с пальчиками», «Сова», «Заинька». К середине учебного года дети уже умеют играть в более сложные игры. Например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем (дети называют действия, учатся правильно употреблять глаголы, развивают воображение, сообразительность). Очень живо и интересно дети играют в настольные игры: «Сладкое, кислое, горькое, солёное» (помогает закреплять знания о вкусе различных продуктов); «Живая и неживая природа» (учатся различать живую и неживую природу, видеть существенные различия); «Герои русских сказок» (подводить детей к совместному составлению словесных описаний).

Дети знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: кружка–чашка–стакан, платье–сарафан. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их помогает игровое упражнение «Переезжаем на новую квартиру». В этой игре активизируется словарь: люстра, настольная лампа, чайник, кофейник, масленка, сахарница и т. д. В игровом упражнении «Ателье» дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет?», упражняются в умении интересно и подробно рассказывать о предметах одежды, характеризуя ткань (хлопок, ситец, фланель, шелк, шерсть, с точки зрения расцветки (клетчатая, в полоску, цветами, узорами).

Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно сопутствовать овладение мыслительными процессами. Умение группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую птицу – на своё место» и «Быстро отвечай». Параллельно я в работе с детьми знакомлю их с образом жизни животных и птиц.

Также уделяю большое внимание в работе по закреплению правильного произношения отдельных звуков. Закрепление осуществляется путё м многократного повторения слов с выделением их голосом: шшшишка, жжжук, ммманка, лллампа, рррама. В упражнении «Секрет» дети произносят слова шё потом: кошка–ножка, сушки–ушки, мошка–ложка, мишка–мышка, шишка– книжка.

В игре «Наш мишка» я показываю новую куклу и предлагаю детям назвать её так, чтобы в имени был слышен звук «ш». Дети повторяют слова, выделяя тот звук. В игре «Выдели слово» дети должны хлопать в ладоши тогда, когда я про-изношу слово со звуком «с».

Таким образом, к 5– 6 годам дошкольник:

- владеет всей системой родного языка;

- умеет полно и последовательно излагать свои мысли;

- строить сложные, развёрнутые предложения;

- свободно пересказывать сказки и рассказы;

- умеет правильно произносить звуки.

Список литературы

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка – СПб, 2001

2. Лапковская В. П., Володькова Н. П. Речевые развлечения в детском саду – М. : «Мозаика–Синтез», 2009

3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников – М., 2007

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Использование дидактических игр из бросового материалаИспользование дидактических игр из бросового материала Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в речевых упражнениях для детей 4–5 лет
Опубликовано: 21 января 2021 в 11:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр в речевых упражнениях для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Минхаирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД