Минхаирова
Использование дидактических игр в речевых упражнениях для детей 4–5 лет
Аннотация: в статье подчёркивается важность правильной речи, выясняются компоненты высокого уровня развития речи.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний дошкольный возраст.
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
Публикация «Использование дидактических игр в речевых упражнениях для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
развития детей. Чем грамотнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, легче формируются отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности детей к успешному обучению в школе.
Развитие речи тесно связано со всеми направлениями развития ребёнка. Чтобы связно рассказать о чём–нибудь, нужно ясно представить объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и связывать их.
Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Обучение русскому языку и развитие речи представляют богатые возмож-ности для нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказу, но и к частным аспектам обучения родному языку: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи.
Высокий уровень развития речи дошкольников включает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказываний;
- развитая культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, объяснять, спрашивать);
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать и писать.
Дети с проблемами в области здоровья нуждаются в особом подходе. В настоящее время отмечается увеличение количества детей с отклонениями в раз-витии речи, слуха, зрения. Это выдвигает перед нами, педагогами, задачу использования новых подходов в воспитательно–образовательном процессе. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – в нашей стране сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Значительное место в моей работе с детьми 4–5 лет занимают дидактические речевые упражнения, словесные, печатные и настольные дидактические игры.
Чтобы приучить детей к умственному труду, я стараюсь сделать его интересным, занимательным.
Словесные игры без игрушек и картинок, т. е. игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Детям моей группы нравятся игры– потешки: «Сорока–воровка», «Коза рогатая», «Ладушки», «Гуси–лебеди», «Каравай». Во всех этих играх дети учатся говорить в быстром и мед-ленном темпе, классифицировать предметы, упражняются в диалогической речи, учатся действовать по сигналу.
В начале учебного года я провожу с детьми игры, предназначенные для
младшего дошкольного возраста: «Игра с пальчиками», «Сова», «Заинька». К середине учебного года дети уже умеют играть в более сложные игры. Например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем (дети называют действия, учатся правильно употреблять глаголы, развивают воображение, сообразительность). Очень живо и интересно дети играют в настольные игры: «Сладкое, кислое, горькое, солёное» (помогает закреплять знания о вкусе различных продуктов); «Живая и неживая природа» (учатся различать живую и неживую природу, видеть существенные различия); «Герои русских сказок» (подводить детей к совместному составлению словесных описаний).
Дети знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: кружка–чашка–стакан, платье–сарафан. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их помогает игровое упражнение «Переезжаем на новую квартиру». В этой игре активизируется словарь: люстра, настольная лампа, чайник, кофейник, масленка, сахарница и т. д. В игровом упражнении «Ателье» дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет?», упражняются в умении интересно и подробно рассказывать о предметах одежды, характеризуя ткань (хлопок, ситец, фланель, шелк, шерсть, с точки зрения расцветки (клетчатая, в полоску, цветами, узорами).
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно сопутствовать овладение мыслительными процессами. Умение группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую птицу – на своё место» и «Быстро отвечай». Параллельно я в работе с детьми знакомлю их с образом жизни животных и птиц.
Также уделяю большое внимание в работе по закреплению правильного произношения отдельных звуков. Закрепление осуществляется путё м многократного повторения слов с выделением их голосом: шшшишка, жжжук, ммманка, лллампа, рррама. В упражнении «Секрет» дети произносят слова шё потом: кошка–ножка, сушки–ушки, мошка–ложка, мишка–мышка, шишка– книжка.
В игре «Наш мишка» я показываю новую куклу и предлагаю детям назвать её так, чтобы в имени был слышен звук «ш». Дети повторяют слова, выделяя тот звук. В игре «Выдели слово» дети должны хлопать в ладоши тогда, когда я про-изношу слово со звуком «с».
Таким образом, к 5– 6 годам дошкольник:
- владеет всей системой родного языка;
- умеет полно и последовательно излагать свои мысли;
- строить сложные, развёрнутые предложения;
- свободно пересказывать сказки и рассказы;
- умеет правильно произносить звуки.
Список литературы
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка – СПб, 2001
2. Лапковская В. П., Володькова Н. П. Речевые развлечения в детском саду – М. : «Мозаика–Синтез», 2009
3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников – М., 2007