Ирина Егорова
Использование дидактических игр в развитие речи дошкольников младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Публикация «Использование дидактических игр в развитие речи дошкольников младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Основной целью моей работы я ставлю: развить связную речь детей через введение в работу дидактических игр.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме
- подготовка консультаций для родителей по данной теме
- составление картотеки дидактических игр по развитию речи
В работе применялись методы и приемы:
- наглядные
рассматривание игрушек и картин
- словесные
описание картин и игрушек, чтение художественных произведений и стихов (во всех словесных методах использовался наглядный метод)
- практический
дидактические игры и упражнения
- репродуктивный
уточнение и воспроизведение действий по образцу
Перспективное планирование на год
Месяц Название дидактической игры
октябрь «Что как плавает», «Постираем кукле платье»
ноябрь «Медвежата мед едят», «Курочка ряба»,
декабрь «Спрячь мышку», «Что нам заинька принес»
январь «Разноцветная посуда», «Подбери заплатку к одежде»
февраль «Подбери колесо к машине», «Волшебный мешочек» (мячики) (кубики)
март «Игрушка в гости к нам пришла»,
апрель «Догадайся, чей голос», «Собери половинки»
май «Лягушата», «Кто в домике живет»
«Что как плавает»
Задача: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Оборудование: таз с водой, пластмассовый кораблик, резиновая уточка, камешек, кусочек тряпочки, пластмассовое колечко.
Игровые правила: в таз с водой опустить по очереди предметы, называя их. Дети должны повторять названия предметов и что с ними происходит (поплыл, утонул, тем самым развивать словарный запас.
«Постираем кукле платье»
Задачи:
- формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- обогащать и активизировать словарь : платье, носочки, шляпа, замочить, намыливать, стирать – выстирать, полоскать - прополоскать, сушить- высушить, чистая одежда;
Оборудование:
- мыло, таз, тёплая вода, кукольная одежда: платье, носочки, шляпа,
верёвка для просушивания одежды, салфетки или полотенца для рук.
Игровые правила: берем куклу, по порядку называем элементы одежды, которую будем стирать. Дети повторяют название одежды и все действия.
«Медвежата мед едят»
Задача: развить артикуляционный аппарат детей
Игровые правила: воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает детям высунуть язычок и «слизывать» мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. 3-4 раза.
Медвежата наелись и облизывают верхнею губу и затем нижнюю. Затем гладят животик и говорят «У-у-у-у». 2-3 раза.
«Волшебный мешочек»
Задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Игровые правила: из мешочка достается предмет и надо рассказать о нем.
«Спрячь мышку»
Задачи: формировать умения различать и называть цвет.
Оборудование: мышка, квадраты основных цветов, окошки с нарисованными мышками, игрушка кошка.
Игровые правила: в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.
«Что нам заинька принес»
Задача: учить детей описывать предметы;
Оборудование: игрушка «зайка», «Чудесный мешочек», фрукты, набор геометрических фигур.
Игровые правила: из мешочка достается предмет и его надо описать с помощью педагога.
«Разноцветная посуда»
Задача: научить детей различать, соотносить и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Познакомить детей с обобщающим словом «посуда», научить согласовывать прилагательные с существительными (красная чашка). Развивать слуховое и зрительное внимание.
Игровые правила: подобрать по цвету, назвать цвет
«Подбери заплатку к одежде»
Задача: научить детей различать, соотносить и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Закрепить обобщающее слово «одежда».
Игровые правила: посмотри внимательно на картинку. На каждой из этих картинок чего — то не хватает. Тебе надо найти кусочек, которого не хватает. И заполнить пустое место на картинке «заплаткой», чтобы получилась целая картина.
«Курочка ряба»
Задача: напомнить содержание сказки, вызвать желание рассказать сказку с воспитателем, способствовать активизации речи.
Игровые правила: вспомнить русскую народную сказку и её героев,
слушать внимательно сказку, завершать фразы. изображать простые действия (бил – бил не разбил, звукоподражания (заплакали дед и бабушка, курочка кудахчет).
«Подбери колесо к машине»
Задача: 1. учить детей соотносить цвета путем подбора.
2. развивать умение сравнивать предметы по величине.
3. развивать словарный запас
Оборудование:
- несколько колес разных размеров;
- силуэты машин и колес разной величины;
- игрушка-мишка.
Игровые правила: воспитатель обнаруживает в группе мишку (игрушку, который плачет и предлагает детям отвезти его домой. Вместе с детьми определяют, на чем повезут игрушку (на машине). На ковре разложены колеса разной величины. Воспитатель предлагает прокатить колеса и понаблюдать, какое колесо быстрее докатится до конца ковра. Затем, надо подобрать колеса к нужной машинке.
«Игрушка в гости к нам пришла»
Задача: развивать понимание речи : учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.
Оборудование: любые игрушки
Игровые правила: надо назвать игрушку ласково (кукла – куколка) и что с ней можно делать (покачать)
«Догадайся, чей голос»
Задача: уточнить и закрепить произношение звуков
Оборудование: набор игрушек домашних животных и птиц
Игровые правила: воспитатель показывает игрушки и спрашивает, кто это, просит произнести, как оно кричит. Второй вариант: воспитатель игрушку прячет за ширму и по голосу надо определить кто кричит
«Собери половинки»
Задача: научить складывать целое изображение из двух частей, развивать зрительное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук и координацию движений.
Игровые правила: предложить ребенку картинку половинку спросить, что на ней нарисовано. Если игра проводится первый раз, то воспитатель показывает, как надо сложить недостающую половинку чтобы получилось целое изображение. Затем можно предложить ребенку самостоятельно сложить все картинки.
«Лягушата»
Задача: развить речевое внимание детей.
Игровые правила: воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают. (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу, на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Кто в домике живет»
Задача: закрепить правильное произношение звуков. Развить речевое дыхание детей.
Игровые правила: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой, (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Консультация для родителей
1. «Развиваем пальчики — развиваем речь»
2. «Играем — речь развиваем»
3. «Вместе играем — речь детей развиваем»
4. «Роль детского сада в развитии речи младшего дошкольника»
5. «Речевые игры. Способы их проведения»
6. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
7. «Дидактическая игра, как средство развития речи»