Арникова Галина
Использование блоков Дьенеша для самореализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Успешная деятельность дошкольника – это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности в плане наличной действительности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим осознать свою сопричастность с миром, успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост. Ребёнок развивается в деятельности, так как деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, что является основой саморазвития, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Публикация «Использование блоков Дьенеша для самореализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Основной характеристикой интереса к деятельности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Я считаю, что интересным и эффективным пособием для развития детей, где присутствует новизна, необычность являются логические блоки Дьенеша, которые придумал венгерский математик, психолог, профессор, Золтан Дьенеш, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться, лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами, а развитие у ребенка логического мышления полезно не только для школы, но и для «большой» жизни. Выполнение увлекательных заданий развивает личность, делает её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее. И в дальнейшей, во взрослой жизни, умение видеть взаимосвязи и причинно-следственные цепочки между предметами, объектами, событиями, умение мыслить системно – один из залогов успеха.
Блоки Дьенеша помогают сформировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности : самостоятельность, свободу мышления, индивидуальность восприятия, коммуникабельность, смелость публичного самовыражения.
Игры с блоками чрезвычайно многообразны, существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному».
К нам в детское учреждение приходят дети с разным уровнем развития и каждому воспитаннику, хочется помочь быть успешным, чтобы они были способны познавать новую информацию, концентрировать внимание, сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий. Создавая условия для успешной деятельности, проводя игры с блоками Дьенеша, помогаю детям преодолевать трудности, достигать новых высот для дальнейшей самореализации.
Систематически, проводя с детьми игры с блоками, мы наблюдаем, что дети становятся уверенней в своих действиях, рассуждениях, активней, повышается их самооценка. Самостоятельное и успешное решение поставленной перед воспитанником задачи, это как начало движения вперед. Моя задача находиться рядом с ребенком, при этом избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка и сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Играя с блоками, постоянно ставишь перед воспитанниками проблемную ситуацию, мотивируя их на дальнейшие действия. Дети «превращаются» в муравьёв, находят по признакам свой муравейник, в нём место, соответствующее форме и размеру геометрической фигурки, становятся спасателями, ищут затонувший клад, игра превращается в увлекательное путешествие. Я не спешу указывать на ошибки, а предоставляю возможность самим найти и исправить ошибку самостоятельно. И когда у ребенка все получается, он чувствует свою успешность: «у меня получилось, я это сделал сам». Проявляется собственная активность, он выступает, как творец собственной деятельности, ищущий пути и способы их достижения, преодолевает трудности, проявляет желание помочь, справляется с заданиями развивает в себе самостоятельность, «ситуация успеха» помогает ему самореализоваться на более высоком уровне.
Игры с блоками Дьенеша влияют и на характер взаимоотношений, когда надо согласовывать свои действия с партнером, соблюдать очередность. В некоторых играх дети действуют по очереди, небольшими группами, что дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их результат со своим, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. Это способствует формированию ответственности, развивает навыки общения, саморегуляцию собственных действий.
Использовать блоки можно в непосредственно образовательной, совместной деятельности: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Блоки Дьенеша обеспечивают наглядность, системность, доступность. Позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Во всех видах деятельности с помощью блоков, играя, учим детей думать, самостоятельно принимать правильное решение.
Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.