Галина Волкова
Конспект НОД «Исследования в космосе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду - обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; создание единого пространства семья - детский сад; повышение уровня доверия родителей к детскому саду и повышение уровня родительской компетентности. Задачи:
Образовательные: Обобщить представления детей об окружающем мире (космос, о планетах Солнечной системы; расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность; увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания.
Публикация «Конспект НОД „Исследования в космосе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей; развивать навыки проведения лабораторных опытов с участием родителей, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные: Установление доверительных и партнерских отношений детей с родителями; воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
Участники: родители, воспитатель, дети дошкольного возраста (5-6 лет)
Активизация словаря: ландшафт, космическое пространство, планета, космонавт, фантастический, опыты, экспериментальная лаборатория; инопланетяне.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Космос», рисование на тему «Инопланетяне», выставки рисунков: «Полет в космос», «Такие разные планеты»;
рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе; изготовление поделок, аппликаций о космосе; игровые ситуации «Космодром»; строительство космических кораблей из модулей, конструкторов, из «Блоков Дьеныша», «Палочек Киюзенера»; сюжетно-ролевые игры: «Будущие космонавты»; составление рассказов фантастического содержания по картинам; экспериментальная деятельность кружка «Молодые ученые».
Оборудование и материалы: кубики «Никитина», 5 комплектов звездных осколков; визитка «космонавта» на каждого ребенка и родителя; для демонстрации опытов: уголь, песок, гуашь красного цвета, пенопласт, соль, сахарный песок, воронки, фильтры из бумаги и бинта.
Для самостоятельной деятельности детей: прозрачные стаканчики для каждого ребёнка и родителя, шприцы; на каждый стол фильтровальная бумага, воронки, блюдца, чашки, бутылочки, ложки пластмассовые, растительное масло, соль, сахар, горох, металлические шурупы.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Формы организации образовательной деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная.
Структура НОД
Воспитатель: Уважаемые родители и ребята, посмотрите, сколько в нашей группе гостей. Поздороваемся! Здравствуйте. Иснмесез!
Воспитатель: Я приглашаю вас в «Космическое путешествие».
Воспитатель: Давайте и мы с вами вспомним сейчас все, что знаем о космосе. Что такое космос?
Дети: Космос-это пространство.
Воспитатель: Что находится в космическом пространстве?
Дети: в космическом пространстве находятся планеты.
Воспитатель: назовите планеты Солнечной системы.
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, и т. д.
Воспитатель: Кто был первым космонавтом?
Дети: Ю. А. Гагарин.
Воспитатель: С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны?
Дети: с помощью Лунохода.
Воспитатель: Во что одеты космонавты, когда находятся в открытом космосе?
Дети: космонавты одеты в скафандр.
Воспитатель: ребята, вы хотите полететь в космос?
Дети: да!
Воспитатель: Ребята, а что самое главное нужно, чтобы полететь в космос?
Дети: Ракета, космический корабль.
Воспитатель: Правильно, ракета. Я предлагаю вам и вашим родителям построить ракету из кубиков Никитина, которые лежат на столах.
Воспитатель: Воспитатель, какие мы с вами молодцы, у нас получились замечательные ракеты.
Воспитатель: Ребята в космосе прошел «звездный дождь», который оставил на поверхности осколки звезд. Давайте из этих осколков соберем планеты.
Выберите по одному осколку планеты и вместе со своей мамой найдите вторую часть планеты, и присядьте на то место где найдете такую же картинку.
( 5малые команды: команда Земляне, команда Сатурн, команда Юпитер, Марс, Луна)
Воспитатель: какие планеты у вас получились?
Дети: Планеты Земля, Юпитер, Сатурн, Марс, Нептун.
Воспитатель: ребята в каждой команде командиром будете вы, а ваши мамы будут членами экипажа. Первое испытание на сплоченность экипажа, в космонавты берут не всех, а смелых и умных. Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтом? Дети и родители: Да! Игра «Метеориты». (игра с мячом) Воспитатель: Вы просто молодцы, вас смело можно брать в космонавты.
А теперь, внимание! Прошу приготовиться к полету, занять места в космическом корабле, пристегнуть ремни. Командиры кораблей начинайте отсчет.
(Дети начинают счет в обратном порядке от 5 до 0).
Пуск! Ура, мы взлетели! Ребята предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы.
Воспитатель: ребята, какая планета расположена ближе всех к солнцу?
Дети: Меркурий.
Воспитатель: а как называется планета, которая расположена к солнцу второй по счету?
Дети: планета Венера.
Воспитатель: а сейчас мы пролетаем планету Марс. Марс иногда называют красной планетой. А знаете, почему?
Дети: скалы на Марсе содержат большое количество железа
Воспитатель: Правильно, а железо, когда ржавеет, становится красно-бурым.
Воспитатель: ребята берем курс на неизвестную планету: командирам корабля настроить приборы. А вот и загадочная планета. Какая она таинственная.
Командирам кораблей приготовиться к приземлению на загадочную планету.
Воспитатель: Ребята наше приземление состоится на неизвестной человечеству планете. Перед обследованием планеты сначала
давайте поиграем в игру «зеркало», так как мы много путешествовали, сидели и мало двигались. Для этого я предлагаю вам встать лицом друг к другу. Одна из команд это – зеркало. А другие команды глядящие в это зеркало. Зеркало должно повторять все движения человека. После нескольких движений команды меняются местами. Всем понятна задача?
Дети: Да!
Воспитатель: И так мы отдохнули, пора приступать к обследованию ландшафта планеты:
члены команд возьмите пробы с поверхности с планеты, на которую мы приземлились, проведите опыты взаимодействия проб с водой. Подойдите к столам – это мини-лаборатории на вашем корабле. Приступайте к исследованиям. Опыт «Растворимость в воде» (Родители с детьми растворяют в воде соль, уголь, металлические предметы, краску, подсолнечное масло; делают определенные выводы о растворимости предметов в воде)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды? Дети: соль и сахар растворились в воде.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде? Дети: масло в воде не растворилось, а плавает на поверхности воды. Воспитатель: Какой можно сделать вывод, проделав опыты с солью, сахаром, углем и маслом? Дети: вода растворяет одни вещества, а некоторые нет.
Воспитатель: мы обследовали пробы с поверхности планеты, что вы скажете, из каких веществ состоит загадочная планета?
Дети: из железа, угля, красящих веществ, соли.
Воспитатель: Ребята вы долго путешествовали во вселенной и у нас закончилась питьевая вода. Можно без воды прожить?
Дети: нет, без воды нет жизни.
Воспитатель: я предлагаю взять воду из источников на планете. А можно ее пить?
Дети: Нет, нам ничего не известно о состоянии воды на этой планете.
Воспитатель: что нужно предпринять?
Дети: профильтровать воду.
Воспитатель: пройдите в лабораторию и профильтруйте вашу воду. Опыт «Очистка воды» Воспитатель: Посмотрите на баночку. Как вы думаете, можно ли пить такую воду? Дети: такую воду пить нельзя.
Воспитатель: Действительно, такую воду пить нельзя. Что нужно сделать, чтобы воду можно было пить?
Дети: Да, её нужно очистить. Воспитатель: А сейчас вы очистите воду от масла (самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Уберите воронку с фильтром и посмотрите, что стало с водой. Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Что стало с маслом? Дети: Масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Дети: –воду можно очистить при помощи фильтра. Воспитатель: Нам пора возвращаться на землю. Командиры настройте приборы. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели. Воспитатель: Команды внимание: критическая ситуация: я вижу космический мусор. Предлагаю очистить путь, чтобы металлические осколки от других планет не повредили корпуса ваших кораблей, пройдите в лаборатории на ваших кораблях. Давайте, скорее, придумаем, как помочь отделить железные детали от гороха.
Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали, а горох останется.
(дети и родители подходят к столам и собирают металлические шурупы из тарелок с горохом с помощью магнита)
Воспитатель: молодцы, ребята, вы справились! Путь открыт. Время быстро пролетело, и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели. Приземлились. Вот мы и дома.
Обратите внимание: на столах лежат послания инопланетян (листки бумаги, шрифт невидимый, как проявить письмо, написанное невидимыми чернилами?
Дети: Раствором воды и йода, потому что письмо написано соком из лимона.
Воспитатель: приступайте.
( Дети: с помощью шприца капают на листок бумаги раствором воды и йода проявляют письмо)
Воспитатель: ребята вы проявляете письмо, а ваши мамы читают послание.
Мамы: здесь написано слово мир.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему инопланетяне написали это слово, что оно означает?
Дети: инопланетяне дружелюбные, они нам не угрожают.
Воспитатель: правильно. Самое дорогое на свете – мир на планете и во всей вселенной.
Воспитатель: Ребята и мамы возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Сегодня замечательный день, вы вместе с вашими любимыми и дорогими родителями путешествовали в космосе! Я думаю, что этот день вы запомните надолго.
А сейчас попрощаемся с нашими гостями.
(дети - до свидание, сау булыгыз)