Татьяна Мельниченко
Исследование игровой деятельности в первой младшей группе. Первая часть
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: исследование педагогических условий для развития игровых умений и игровой деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
- изучить уровень сформированности игровой деятельности детей младшего возраста;
- провести наблюдения за самостоятельной сюжетно - отобразительной игрой детей в естественных условиях;
- определить уровень знаний родителей о развитии игровой деятельности детей младшего возраста.
База проведения: первая младшая группа.
Публикация «Исследование игровой деятельности в первой младшей группе, Первая часть» размещена в разделах
Участники: воспитатель, дети младшего возраста, родители.
Этапы:
1 этап - обогащение предметно - развивающей среды посредством создания условий для игр и занятий детей в режиме дня;
2 этап - работа с детьми по следующим направлениям:
- содержание игры;
- выполнение взятой на себя роли;
- реализация игровых действий;
- взаимоотношения детей в игре.
3 этап - работа с родителями по организации и проведению игровой деятельности с детьми в детском саду и дома.
Характеристика:
Предметно - игровая деятельность является ведущей для детей младшего возраста и оказывает особое влияние не его развитие. Сенсорный опыт детей - основа познавательного развития.
Дидактические игрушки, которые были подобраны для детей группы, развивают наглядно - действенное мышление, обогащают чувственный опыт ребёнка, учат их мыслить, рассуждать. Игрушки для развития мелкой моторики вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами помогают ребёнку запоминать и воспроизводить способы действий, которые показывались на занятиях и в самостоятельной деятельности.
В группе были подобраны самые разнообразные игрушки для организации игр - занятий по сенсорному развитию:
- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие, разнообразные пирамидки, конусы и т. д. ;
- для проталкивания и вкладывания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
- для прокатывания предметов по дорожкам, игрушки - каталки и т. д. ;
- образные фигурки со шнуровками и т. д. ;
- игрушки и фигурки разной величины, формы, цвета для сравнения и раскладывания предметов, резко отличающихся по форме и т. д. ;
- дидактические игры, направленные на развитие сенсорного эталона;
- бизиборд "Развивай - ка".
Для развития сюжетно - отобразительной игры в группе имеются разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и т. д., мебель, конструкторы и т. д.
В плане воспитания здорового и физически развитого ребёнка проводятся различные подвижные игры с целью профилактики плоскостопия, нарушения осанки, координации движений и развития разных видов двигательной активности.
Игры для развития речи имеют особое значение в развитии детей младшего возраста, поскольку в данном возрасте идёт её становление. Если взрослы мало говорит с ребёнком, то этот малыш может не получить опыта восприятия речи достаточного, чтобы научиться говорить.
Таким образом, жизнь ребёнка младшего возраста, в нашей группе проходит с обязательным включением игры. Игры проводятся в течение всего дня: в процессе выполнения режимных моментов, на прогулке, на занятиях, в самостоятельной деятельности.
Для правильной организации деятельности детей в домашних условиях разработаны консультации для родителей; "Учимся играть с детьми", "Игрушки в жизни детей", "Полезные игрушки".
Анализ многочисленных игровых ситуаций, предложенных детям, показал, что использование проблемных игровых ситуаций является эффективным педагогическим условием, стимулирующим развитие игровой деятельности детей в данном возрасте.
Наблюдения показали, что дети обычно начинают играть не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. К концу 3 - го года жизни дети уже пытаются готовить условия для игр. Игровые замыслы возникают спонтанно, чаще при виде какой - либо игрушки. Так же произвольно или по желанию ребёнка привлекаются к игре и другие дети.
Наблюдения за сюжетно - отобразительными играми показали, что к концу 3 - го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. Дети разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм.