Наталья Валентиновна Третьякова
Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей дошкольного возраста»
На начало 2019-2020 учебного года дети передавали несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета, несколько нарушали пропорции в изображении, использовали только 1–2 цвета. Техническими и изобразительными навыками пользовались недостаточно осознанно и самостоятельно, творчество не проявляли. У них преобладало изображение предметов в статике.
Публикация «Интеграционный подход к реализации образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
Таким образом, с большинством детей необходимо было провести обширную работу по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, и для этого использовать различные средства и методы.
Необходимо было провести подготовительную работу, а именно:
1. Изучить литературу по проблеме развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
2. Подготовить пособия, видео, иллюстрации, игровые приемы, конспекты занятий по нетрадиционным техникам рисования.
3. Изучить интернет ресурсы : лекции и семинары, мастер - классы по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей в группе, были выбраны определенные техники нетрадиционного рисования.
С опорой на данные теоретические положения была проведена практическая работа, по созданию комплекса занятий, направленного на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
При разработке комплекса, опирались на авторов программы по развитию творческих способностей у детей с использованием нетрадиционных техник рисования. А именно: доктора педагогических наук, профессора кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Лыковой И. А. и Давыдовой Г. Н. Мной были определены важнейшие характеристики развития творческих способностей, разработан поэтапный план работы по разным техникам нетрадиционного рисования.
В течение года выстраивала и реализовала систему работы в соответствии с целями и задачами, соответствующими основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной коллективом детского дома в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Организовывала творческую работу с целью развития художественного творчества, развития интереса к различным видам изобразительной деятельности у детей. Решала задачи включённости детей в разные формы дополнительного образования. В своей работе с детьми мною были применены следующие формы работы: групповая, индивидуальная.
Основополагающим принципом развития современного дошкольного образования, предложенным ФГОС, является принцип интеграции образовательных областей. Именно поэтому, планируя свою работу, я делаю опору на объем знаний, который дети приобрели на других занятиях, например, таких как: развитие речи, окружающий мир, математика. Стараюсь связывать свои занятия со временами года и учитывать возрастные особенности детей. Подготовку к занятиям начинаю с перспективного планирования
В работе с детьми использую различные методы, такие как: наглядные, словесные, игровые. На занятиях применяю различные схемы, где ребенок пошагово видит, как можно нарисовать тот, или иной объект. Наглядные пособия, образцы и открытки, которые я изготавливаю к каждому занятию, сокращают время на изложение теории. Организую, сюрпризный момент и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, что способствуют развитию воображения у дошкольника.
Если взять тему «Хохломская роспись» – это сложный материал для детей, поэтому я использовала интересные приемы для ознакомления малышей с русскими традициями. В течение года оформила выставки: «Хохлома», «Гжель» с целью познакомить детей с народным творчеством. Малыши с интересом крутили расписные ложки и чашки в руках, задавали много вопросов. На территории для прогулок изменила дизайн песочницы, применив тему хохломской росписи. Дети могли видеть и трогать руками яркий узор. Провела несколько занятий, где учила детей рисовать ватными палочками. Данный прием использовала для того чтобы научить детей наносить хохломские узоры с помощью нетрадиционных методов рисования. И дело пошло легко. Дети с интересом расписывали тарелочки, а потом свои знания переносили на другие творческие работы.
За 2019-2020 учебный год 2 воспитанника заняли призовые места в конкурсах детского творчества Всероссийского уровня.
В группе увеличилось количество детей, которые научились придумывать оригинальные рисунки, использовать разнообразные цвета и способы для рисования. Дети научились сочетать в рисовании мелки и акварель, что вызывало всегда неподдельный восторг. Огромный интерес вызвала свеча, а именно: появилось много вопросов, рисование превратилось в эксперимент.
Изучив, учебную и методическую литературу по теме нетрадиционного рисования, а именно: доктора педагогических наук, профессора кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Лыковой И. А. и Давыдовой Г. Н.,
можно говорить о том, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Анализируя свою работу за 2019-2020 учебный год, хочу отметить, что анализ усвоения детьми материала и навыков рисования с использованием нетрадиционных техник показал позитивную динамику по всем направлениям развития.