Кочергина С А
Инновационные технологии в условиях ФГОС до по ОО «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Музыкальный руководитель МБДОУ №99
Кочергина С. А.
г. Миасс 2021г.
«Инновационные технологии в условиях ФГОС ДО по ОО «Музыка»
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДОУ расширились. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Эта цель реализуется в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:
Публикация «Инновационные технологии в условиях ФГОС до по ОО „Музыка“» размещена в разделах
1. создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Главные принципы, которым должны придерживаться специалисты:
1. Внимание к каждому ребё нку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.
2. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
3. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
4. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
5. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?
1. Здоровьесберегающие технологии.
Формами работы на муз. занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.
2. Игровые технологии.
Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
3. Технология «Синтез искусств».
Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4. Проектная деятельность.
Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.
5. Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми материала различной направленности. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Кроме того, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т. е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, а является активным участником и создателем процесса. В отличие от обычных технических средств обучения информационно коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Применять мультимедийные технологии следует с учётом особенностей восприятия детей и при определённых условиях в связи с этим. Основополагающую роль в применении мультимедийного сопровождения играет техническое оснащение, специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств можно отнести компьютер (ноутбук, устройства усиления звука (колонки, устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная мультимедиа доска, либо экран, служащий в качестве монитора компьютера. Теперь выясним, что по этому вопросу рекомендуют СанПиНы: - Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трё х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.
- После работы следует проводить гимнастику для глаз.
- Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием ИКТ для детей 4 – 5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут.
- Для детей, имеющих хронические заболевания и частоболеющих детей, продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ должна быть сокращена наполовину.
- Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости.
- Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.
- Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет. Сейчас рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного сопровождения (презентаций, фильмов).
- Очень важно при подборе материалов пользоваться наиболее качественными из них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи - без шумов и фальши.
- Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.
- Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов. Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное сопровождение - это лишь дидактическое средство. Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения важно выполнять все условия его применения : дидактические и технические. Содержание должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая составляющая должна быть качественной.
6. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Инновационные формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:
7. Коммуникативные танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,
развития двигательной координации, развития чувства ритма.
8. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
9. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
10. «Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
11. Ритмодекламация под музыку
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.
12. Игры звуками
В работе с играми звуками выделяются условно следующие направления:
- звучащие жесты и музыка моего тела;
- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
13. Элементарное музицирование
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Наши воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено программой ФГОС в ДОУ.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
• удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
• дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
• удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
• дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
• музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Литература:
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
2. Картушина М. Ю. Забавы для малышей - театрализованные развлечения. М., 2008.
3. Костина Э. П. Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
4. Музыкальный руководитель - иллюстрированный методический журнал. М., 2004.