ГАЛИНА КОЛЕСНИКОВА
Инновационные технологии в логопедической работе «Учимся делая и творя» (орф-педагогика)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 29 г. Липецка
«Инновационные технологии в логопедической работе
"Учимся делая и творя».
(Орф-педагогика)
Выполнила:
музыкальный руководитель:
Севостьянова А. А.
г. Липецк 2021
Тема: «Инновационные технологии в логопедической работе
(Орф-педагогика)».
Темочки:
Цели: ознакомление с Орф-педагогикой, её задачами и особенностями занятий, сравнение Орф-педагогики с логоритмикой, выполнение практических упражнений.
План:
1. Орф-педагогика.
2. Логоритмика.
3. Практические упражнения.
1. Ход выступления:
2. Орф-педагогика сегодня очень востребована среди специалистов в области музыкотерапии и музыкальной педагогики.
3. Очень актуально сегодня сделать ссылку на то, что орф-подход, а именно - элементарное музицирование и движение, сейчас входит в реестр ФГОСа во многих образовательных и специализированных детских учреждениях. Конечно, это - как рекомендация, пожелание приобщать детей к творчеству, музицированию,что очень помогает в развитии детской инициативности и самостоятельности на музыкальных занятиях.
4. Поэтому, давая своим коллегам современные инновации в виде мастер-класса, тем самым я предлагаю новые идеи для работы.
5. При изложении идей и принципов музыкальной педагогики и музыкотерапии Карла Орфа профессионалам огромное значение, помимо теоретических знаний в музыке, имеют навыки изготовления различных музыкальных инструментов.
6. Обучение детей по системе Карла Орфа берет свое начало в Орф-Шульверке–это одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.
7. Она включает в себя идеи спонтанного, творческого музицирововния и использует инструментарий Орфа.
Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод.
В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Карлом Орфом и его единомышленниками были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк» («Музыка для детей», который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили) мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Орф-подход
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Орф-педагогика – это :
• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.
• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.
• Соединение музыки, движения, слова, рисунка
• Приоритетное воспитание чувства ритма.
• От простого – к сложному.
• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.
• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.
• Материал разных культур, эпох.
• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
Задачи Орф-занятий :
- научиться играть и петь;
- лучше осознавать свое тело (лучше им управлять);
- понять определенные закономерности музыки;
- тренироваться в концентрации внимания;
- улучшать память;
- ориентироваться в пространстве и времени;
- учиться абстрактно мыслить;
- узнавать разные эмоции;
- общаться с другими детьми.
Из чего состоит занятие?
- движение и танец (традиционный и художественный);
- ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
- пение;
- речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Какие инструменты используются на Орф-занятии?
- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
- ксилофоны;
- звучащие жесты (это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы);
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
2. Что такое логоритмика?
Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления:
1. Развитие неречевых процессов.
Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
В основе логоритмики лежит Орф-педагогика.
Логоритмика состоит из следующих элементов:
• логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
• пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
• упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
• мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
• упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование логоритмики на логопедических занятиях.
Применение речи в обучении музыке – одно из важнейших
педагогических принципов К. Орфа. Речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.
Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп (регистр, ритм, тембр, звуковысотный рисунок (линия, артикуляция,штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация,форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны дляизучения практического использования в речевых упражнениях детьми раннеговозраста. Базой для речевых игр служит, как правило, детский фольклор:считалки, потешки, прибаутки, заклички, кричалки, дразнилки, ритмы и т. д.
Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития
полиритмического слуха. Речевые полиритмические изложения, в том числе иречевой канон, доступные в исполнении дошкольникам, способствуют
формированию распределенного дифференцированного внимания как
необходимого условия коллективных форм музицирования. Речевые
упражнения служат также эффективным средством развития интонационного
слуха – способности слышать и понижать содержательный смысл музыки.
В пособии представлены игры для детей от 4 до 7 лет, где используются
имена людей, названия деревьев, цветов, грибов, животных – все, что
составляет круг образов ребенка, его окружающий мир.
В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.
С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.
Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:
«По кочкам, по кочкам,
по гладеньким листочкам,
в ямку бух!».
А физминутки на школьных уроках:
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».
Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.
Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.
Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.
Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.
Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.
Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.
3. Практические групповые упражнения.
Игра «Давайте познакомимся»
Ход игры.
1. Дети стоят по кругу, каждый прохлопывает свое имя, проговаривая
каждый слог.
Варианты:
1) Ребенок хлопает в ладоши соседа, называя свое имя.
2) В обратном направлении ребенок хлопает в ладоши соседа,
называя его имя.
3) Ребенок хлопает в ладоши, называя свое имя, используя
разную высоту голоса (громко, тихо, шепотом, «высоким»
голосом, «низким» голосом, медленно, быстро и т. д.).
4) Прохлопывание своего имени, не проговаривая его.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ».
Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников, которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).
Описание.
Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Санки скрипят!
Бубенчики звенят!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ветер шумит!
Дятел стучит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Белка на ветке орешки всё грызёт!
Рыжая лисичка зайчишку стережёт!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок,
Скок-скок!
Ехали мы ехали, наконец доехали.
С горки – ух! В ямку бух!
Игра «КАТЯ ШЛА».
Катя шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!
«Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!
(из «Винни-Пуха» А. А. Милна, перевод Б. Заходера).
Игра «Доброе утро»
Ход игры.
Дети стоят в парах по кругу, лицом друг к другу. Исполняют песню
«Доброе утро». На строчку «Доброе утро» - хлопок перед собой, затем скрестно
хлопок с партнером – 2 раза. «Здравствуйте все» - хлопки двумя руками в
ладоши соседа.
Варианты:
а) Меняются местами, движения повторяются.
б) Переходят к следующей паре, движения повторяются.
в) Внутренний круг стоит или передвигается в
противоположную сторону, движения повторяются.
Игра «Меня зовут»
Ход игры.
Дети стоят в парах, проговаривая следующий текст:
Меня – хлопок перед собой,
Зовут – хлопок по коленям
Та – хлопок перед собой,
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по коленям
Ня – хлопок в ладоши товарища
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по коленям
Та-ня – 2 хлопка в ладоши товарища.
Меня – хлопок перед собой
Зовут – хлопок по командам
Таня – один хлопок, а ладоши товарища
Варианты:
1) Произносит имя другой ребенок из пары.
2) Дети меняются партнерами.
3) Под музыку дети двигаются по залу, с окончанием музыки
находят себе пару. Игра повторяется.
Игра «Знакомство»
Ход игры.
Педагог: «Давайте познакомимся, меня зовут Светлана Васильевна».
Педагог играет на колокольчике. «А тебя?». Ребенок играет на колокольчике, и называют свое имя. Вместе повторяют несколько раз. Игра продолжается до тех пор, пока не назовут всех.
Варианты:
1) Педагог говорит и хлопает «Кто у нас Сережа». Названный
ребенок встает на одну ногу, все показывают на него пальцем,
локтем, коленом, головой и т. д.
2) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием
музыки останавливается около ребенка, спрашивает: «Как тебя
зовут?». Ребенок хлопает в ладоши свое имя.
3) Под музыку дети двигаются по залу, педагог с окончанием
музыки останавливаются около ребенка, спрашивает «Как его
зовут?». Дети хлопают в ладоши имя ребенка.
4) Дети двигаются по залу, педагог называет чье-нибудь имя.
Все встают около этого ребенка.
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.
Описание.
Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.
Игра «Барабанщик»
Ход игры.
Дети сидят в полукруге.
Один ребенок отстукивает ритм на барабане, дети в ладоши,
проговаривают потешку А. Барто:
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад,
Барабанит, барабанит,
Полтора часа подряд.
Варианты:
1) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан.
2) Ребенок отстукивает сильную долю в барабан, дети слабые
доли отстукивают шумящими инструментами (баночки с
крупой, «киндеры», шуршунчики и т. д.).
3) Дети играют на разных инструментах по подгруппам,
цепочкой.
4) Выкладывать ритм, уметь его произнести и сыграть.
Игра «Веселый оркестр»
Ход игры.
Дети стоят по кругу, в руках шумящие инструменты (баночки с крупой,
коробочки из-под киндера-сюрприза, палочки, шуршунчики, ключики,
пуговицы и т. д.).
Дети озвучивают потешку «Андрей-воробей», отстукивая каждую долю
«шумелками».
Варианты:
1) По показу педагога потешку озвучивают определенные
инструменты по очереди.
2) Дети меняются инструментами, повторяется озвучивание.
3) Дети озвучивают потешку, отстукивая ритм шумелками по
полу, по коленям, по груди, друг об друга и т. д.
Игра «Оркестр природных инструментов»
Ход игры.
Дети стоят по кругу. Педагог объясняет и показывает природные
инструменты – руки, ноги. «Что они умеют делать? Хлопать, щелкать,
прихлопывать – это руки. А ноги умеют топать, притопывать».
Озвучивать можно любую потешку, например: «Репка - репонька».
Репа – репонька – хлопки,
Расти, крепенька – щелчки,
Не мала, не велика – прихлопы,
До мышиного хвоста – притопы.
Варианты:
1) Дети, стоя по кругу, озвучивают потешку все вместе.
2) По показу педагога озвучивают по цепочке подгруппами
(хлопки, щелчки, прихлопы, притопы).
3) По показу ребенка дети озвучивают, хорошо проговаривая
потешку.
4) Самостоятельно каждый ребенок придумывает свое
озвучивание предметными инструментами.
Игра в имена
Ход игры.
Педагог прохлопывает ритм, дети отгадывают чье имя прозвучало.
Варианты:
1) Сыграть имя на музыкальных инструментах.
2) Отхлопать уменьшительное имя в ладоши.
3) Сыграть уменьшительное имя на музыкальных инструментах.
4) Прохлопать имя папы, мамы, сестры, брата.
Игра «Аты - баты, шли мышата».
Ход игры.
Дети стоят в парах, проговаривают потешку и отхлопывают ритм:
Аты – баты, шли мышата,
Аты – баты в магазин
Аты – баты что купили,
Аты – баты апельсин.
Варианты:
1) Отхлопать ритм слов по принципу «вопрос – ответ».
2) Сыграть на музыкальных инструментах по принципу
«вопрос-ответ».
3) При повторе игры, начинает другой ребенок.
Игра «Цветы»
Ход игры.
Волшебник превратил всех детей в цветы. Цветы тихо шепчут свои
имена.
Варианты:
1) Ребенок ритмизует, прохлопывает и проговаривает название
цветка.
2) Сыграть на ударном инструменте название цветка.
3) Педагог прохлопывает название какого-либо цветка, ребенок
должен узнать свой цветок, прохлопать и проговорить.
4) Прохлопать название цветка и изобразить его в движении
(придумать танцевальный элемент).
Игра «Мяч»
Ход игры.
Все сидят кругом. Педагог подбрасывает мяч или теннисный шарик
высоко вверх. Все стараются хлопать вместе с ударами мяча об пол. К кому онзатем покатится, прохлопывает свое имя в ладоши и подбрасывает мяч.
Игра «Теремок».
Ход игры.
Дети сидят по кругу, перед ними музыкальные инструменты (барабаны,
металлофоны, шумелки, трещотки, ложки и др.). Дети поют и играют на
инструментах.
«Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по
полю, полю, Сережа бежит. У дверей остановился и стучит. Сережа: «Кто, кто в
теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». При этом играет на
инструменте. Заходит в круг – теремок.
Игра повторяется, бежит следующий ребенок, играет на инструменте и
поет: «Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?». Первый
ребенок отвечает, называет свое имя, прохлопывает в ладоши: «Я Сережа, а ты
кто?». Второй ребенок: «А я Таня». Играет на музыкальном инструменте и т. д. ,
пока все дети не окажутся в теремке. Игра заканчивается веселым оркестром
под любую плясовую мелодию.
Игра «Эйлен – сейлен».
Ход игры.
Дети двигаются по залу, хлопая в ладоши и проговаривая текст:
Эйлен – сейлен,
Сипулин – сор,
Сипулин – сапулин нор!
Дети останавливаются и, не поворачивая тела должны показать предмет,
который назвал педагог.
Варианты:
1) Показать цвет (желтый, синий, красный и т. д.);
2) Посмотреть вверх – вниз, вправо – влево;
3) Подними руки вверх, исполни глиссандо;
4) Назвать свое имя;
5) Назвать любимую еду, напиток, мебель.
Игра «Канон»
Ход игры.
Дети стоят в двух кругах. По жесту дирижера-педагога, начинает
движение первый круг, припевая или проговаривая знакомую потешку, на
вторую строчку потешки, по жесту дирижера начинает двигаться второй круг,исполняя или проговаривая потешку сначала.
Варианты:
1) Канон исполняется в трех, четырех, пяти кругах.
2) Канон исполняется от пиано (тихо) до форте (громко) по
показу дирижера.
3) Канон исполняется пиано (тихо) или форте (громко).
Я дарю тебе свое сердце»
Ход игры.
Funga – руки к сердцу,
Alafia – руки вперед,
ashe ashe – хлопают в ладоши перед собой.