Людмила Горелкина
Инновационная деятельность в ДОО
▼ Скачать +Заказ
Инновационная деятельность в ДОО
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников и их родителей, социума; обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.
Публикация «Инновационная деятельность в ДОО» размещена в разделах
На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива и от работы методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они должны приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.
В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любом дошкольном образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
2. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2011.
3. Волобуева Л. М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : Творческий центр, 2014
4. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2013.
5. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. М., 2000. (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 7.)
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
7. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М., Новая школа, 2011.
8. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : Аркти, 2014
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Оценка реализации потребностей педагога в развитии (Н. В. Немова)
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого утверждения балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
• Я стремлюсь изучить себя
• Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
• Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
• Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
• Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время
• Я анализирую свои чувства и опыт.
• Я много читаю.
• Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
• Я верю в свои возможности
• Я стремлюсь быть более открытым человеком.
• Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
• Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
• Я получаю удовольствие от освоения нового.
• Возрастающая ответственность не пугает меня.
• Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Анкета «Ваше отношение к педагогическим инновациям»
Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут улучшить экспериментальную работу в дошкольном учреждении
1 Укажите некоторые сведения о себе
— стаж педагогической работы
— образование
2 Ваше отношение к педагогическим инновациям
— нужны, помогают в работе рядовым педагогам
— дезориентируют педагогов
— вредят образовательному учреждению
3 Ваша информированность о педагогических инновациях
— знаю новые приемы педагогического воздействия
— знаю новые педагогические технологии
— знаю систему работы педагога - новатора
4 Если ли в Вашем коллективе педагогические инновации
— да
— нет
— какие именно?
5. Как вы используете педагогические инновации в своей работе :
— не применяю вообще
— использую отдельные приемы
— использую новые педагогические технологии
— использую систему работы педагога-новатора
6 Ваше мнение об информации по проблемам инноваций?
— нет никакой информации
— мало информации и ее трудно получить
— информация противоречива, ее трудно получить
— информация полная, исчерпывающая, качественная
7. С какой целью Вы используете педагогические инновации?
— чтобы попробовать что-то новое
— чтобы сделать занятие интересным
— чтобы сделать свою работу эффективной
— чтобы разрешить актуальные проблемы учреждения
8. Как Вы применяете педагогические инновации :
— не применяю вообще
— пробую все, чтобы выбрать нужное
— изучаю многое, затем творчески перебираю
— пытаюсь самостоятельно создавать новое
9. Как и когда, на Ваш взгляд, лучше осваивать педагогические инновации?
— в процессе самостоятельной практической деятельности
— на курсах повышения квалификации
— в школе педагогического мастерства
Приложение 2
СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БАНКА
Для того чтобы управлять нововведениями, необходимо сформировать банк инноваций. Для этого на каждое новшество ДОУ инноватором заводится специальная карточка (карта 1). Лучше всего это сделать в начале учебного года. Как же работать с такой картой? Рассмотрим отдельные ее пункты и рекомендации по их заполнению.
Пункт 1 — «Проблема».
Необходимо продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или из каких потребностей вытекает необходимость данной инновации. Проблема записывается как противоречие. Например, необходимость осуществить разноуровневую дифференциацию и отсутствие у педагогов необходимых знаний об этой педагогической технологии для реализации на практике.
Пункт 2 — «Цель инновации, нововведения». Чтобы справиться с формулировкой цели, надо обратить внимание на вторую часть проблемы (противоречия) и ответить на вопрос: «Что желательно создать в итоге работы?» Цель любого нововведения прописывается в глагольной форме. Например, разработать и освоить новую педагогическую технологию по разноуровневой дифференциации обучения.
Пункт 3 — «Сущность инновации, нововведения». Сущность нововведения — это гипотеза, комплекс взаимосвязанных задач, которые надо решить, чтобы получить новое качество.
Пункт 4 — «Прогнозируемый результат нововведения». Любой прогнозируемый результат должен нести в себе показатели достижимости, реальности и измеримости. Прогнозируются: возможные (ожидаемые) положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению.
Здесь же указываются параметры, по которым будет определяться эффективность нововведения.
Пункт 5 — «Классификация инновации, нововведения по области применения знаний.».
Требуется подчеркнуть или дописать, каким областям знаний соответствуют вопросы, затрагиваемые нововведением.
Пункт 6 — «Инноватор».
Записываются сведения о том, кто вводит данную информацию. Подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации (разработчик, пользователь, распространитель).
Пункт 7 — «Нововведение прошло стадии.». Обвести кружком номера всех стадий, которые прошло конкретное нововведение, включая стадию, на которой оно находится в данный момент.
Пункт 8 — «Нововведение прошло экспериментальную проверку». Кратность проверок подсчитывается после прохождения полного цикла учебного года.
Пункт 9 — «Характер инновационного процесса» (эксперимента или опыта).
Констатирующий — отслеживание процесса, констатация результатов.
Уточняющий — корректировка гипотезы в соответствии с результатами.
Формирующий — оформление и описание педагогической технологии и ожидаемых результатов.
Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер. Пассивный эксперимент — педагогическое наблюдение.
Пункт 10 — «Препятствия на пути разработки и внедрения».
Это те проблемы, которые мешают внедрению инновации в любой области : социальной, правовой, материально-технической, финансовой, а также общепедагогические проблемы (управленческие, дидактические, частнометодические, воспитательные, из области психологии, гигиены и других).
Пункт 11 — «Экспериментальный контроль осуществляется.».
Экспертами могут быть специалисты — коллеги, опытные руководители ДОУ, методисты, ученые и др. Общественный контроль осуществляют родительские, профсоюзные организации, совет попечителей и др. Самоконтроль необходим разработчикам, распространителям и пользователям новшества.
Пункт 12 — «Оценка инновации».
Она определяется с учетом данных карты 2 «Контроль и экспертная оценка инноваций»
Пункт 13 — «Какие еще проблемы предстоит решить».
Расшифровка препятствий, стоящих на пути реализации нововведения. Например: психологический барьер у педагога и родителей, отсутствие частных методик по проведению разноуровневого контроля и др.
Пункт 14 — «Особые замечания о значении инновации.».
Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения. Данные заполненных карт можно ввести в компьютер.
Теперь банк инноваций ДОУ создан, требуется тщательный анализ результатов. Только в этом случае руководителям ДОУ можно будет осуществить программу по регулированию и коррекции инноваций.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИЙ И НОВВОВЕДЕНИЙ
1. Проблема___
2. Цель инновации, нововведения___
___
3. Сущность инновации, нововведения___
___
4. Прогнозируемый результат нововведения___
___
5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний (управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, гигиена и физиология, междисциплинарная область и др.) подчеркнуть
6. Инноватор :___
Ф. И. О., возраст, образование, специальность, пед. стаж:
Разработчик, распространитель, пользователь (подчеркнуть)
7. Нововведение прошлой стадии:
1. формирование идеи,
2. целеполагания,
3. разработка
4. освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента,
5. Распространения, диффузии (многократного повторения,
6. рутинизации
8. Нововведение прошло экспериментальное апробирование
однократное, многократное (подчеркнуть)
9. Инновационный эксперимент :
констатирующий, формирующий, уточняющий (подчеркнуть)
активный (производственный, лабораторный)
или пассивный (экспериментальное наблюдение) (подчеркнуть)
10. Препятствия на пути разработки и внедрения___
___
11. Экспериментальный контроль осуществляется (специалистами, общественностью, самоконтроль) (подчеркнуть)
12. Оценка инновации : критическая, низкая, допустимая, оптимальная
13. Какие еще проблемы предстоит решить:___
___
14. Особые замечания о значении инновации и ее оценка с учё том альтернативных мнений:___
___
«___» 20___г. ’ Составитель:___
ИННОВАЦИОННАЯ КАРТА
2014 – 2015 уч. год
Стадия Нововведение
Рутинизация
Распространения (многократного повторения)
Освоение на стадии опытного внедрения или эксперимента
Разработка
Целеполагание
Формирование идеи
Приложение 3
Анкетирование педагогов
«Выявление результативности инновационной деятельности»
1. Выполнение стандарта образования детей вашей группы (результаты диагностики усвоения программного материала дошкольниками)
2. Перечень задач, завышающих стандарт образования детей в вашей группе и показатели их усвоения дошкольниками (в % отношении)
3. Влияние инновационной работы на развитие личности ребёнка (интеллектуально-личностное, социально-личностное, морально - нравственное, физическое, художественно-эстетическое и прочее).
4. Влияние инновационной работы на здоровье детей: физическое, психическое.
5. Методическое обеспечение инновационной работы (положительное, отрицательное).
6. Необходимая методическая помощь (заявка).
7. Работа с родителями, их оценка инновационной деятельности педагога (формы, методы, виды работы).
8. Что положительного и отрицательного в инновационной деятельности вашей группы произошло за год?
9. Что вы считаете необходимым изменить в плане ведения и содержания инновационной работы?
10. Наиболее активно употребляемые Вами формы и методы работы с детьми. Какие из них на ваш взгляд наиболее эффективны?
11. Виды и формы индивидуализации инновационного педагогического процесса.
12. Варианты интеграции разделов программ и методов работы с детьми.
13. Эмоциональное состояние детей на занятиях.
14. Доступность инновационного содержания образования детям.
15. Критерии эффективности Вашей работы
Вопросник для ежегодного анализа и отчета зам. зав. по УВP ДОУ, работающего в инновационном режиме
1. Направление инновационной работы ДОУ, группы детей, педагоги. Цели и задачи инновационной работы за учебный год.
2. Общие показатели детьми ДОУ:
3 Ведущие виды, формы, методы работы с детьми в ДОУ; оценка их эффективности.
4. Оценка деятельности педагогов (по группам, общая по ДОУ работающих в инновационном режиме.
5. Взаимодействие ДОУ и родителей, общественных организаций; оценка деятельности ДОУ за прошедший учебный год.
6. Система непрерывного образования педагогов ДОУ, работающих в инновационном режиме.
7. Методическое обеспечение инновационного процесса; потребности педагогов в укреплении учебно-методической базы.
8. Уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ для работы:
• по стандарту образования;
• по завышению стандарта образования.
9. Сводная заявка на оказание методической помощи педагогам на следующий учебный год работы:
• по стандарту образования:
• по завышению стандарта образования.