Александра Кисельман
Инкультурация личности ребенка посредством приобщения к русской традиционной культуре в народном певческом коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Инкультурация личности ребенка посредством приобщения
к русской традиционной культуре в образцовом детском коллективе Алтайского края ансамбле народной песни «Традиция»
Добрый день уважаемые коллеги!
Публикация «Инкультурация личности ребенка посредством приобщения к русской традиционной культуре в народном певческом коллективе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Слайд 1 Тема моего выступления: Инкультурация личности ребенка посредством приобщения к русской традиционной культуре в образцовом детском коллективе Алтайского края ансамбле народной песни «Традиция».
Слайд 2 Инкультурация — это процесс приобщения, усвоения личностью основных ценностей, норм, правил и традиций, характерных для определенного типа культуры, в которой живет человек в данный период времени.
В начале нового тысячелетия освоение культурных норм и ценностей, обычаев, традиций, языка родной культуры, приводящих к становлению духовных качеств человека и отвечающих гуманистическим запросам общества, осознается как острая необходимость.
Слайд 3 В процессе инкультурации происходит формирование личности, в которой выражаются важнейшие социальные черты, включающие систему потребностей, интересов, установок. Развитие же и совершенствование личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, благосостоянию общества.
Сегодня очень важно осуществлять процесс инкультурации прежде всего среди детей.
Слайд 4 В моей работе данный процесс осуществляется на базе Образцового детского коллектива Алтайского края ансамбля народной песни «Традиция» Алтайского районного детско-юношеского центра. Коллектив образован мной в 2008 году. В нем обучаются дети в возрасте от 6ти до 18 лет. Обучение осуществляется по специально разработанной, рецензированной дополнительной общеобразовательной программе «Музыкальный фольклор». В ней я уделяю внимание темам отечественных традиций, региональному компоненту, изучению лучших образцов музыкального фольклора и народного музыкального творчества в целом. Для каждого детского возраста подбирается соответствующий песенный репертуар, с элементами народной бытовой хореографии, отражающий содержание фольклорного произведения.
Слайд 5 Вокальные занятия сочетаются с народными играми и хороводами, что позволяет детям лучше усвоить учебный материал, расслабиться, снять утомляемость, переключить внимание за счет смены деятельности, и тем самым удержать положительный эмоциональный фон на протяжении всего занятия. Слайд 6 Так же, усвоению учебного репертуара помогают такие методы обучения как драматизация, Слайд 7 инсценирование песен с применением красочного реквизита, шумовых инструментов, Слайд 8 применение кукольного театра «Петрушки». Слайд 9 Обучение ведется в специально оборудованном кабинете, оформленном в русском стиле, оснащенном необходимой материально-технической базой.
Слайд 10 Занятия в ансамбле «Традиция» разнообразны по форме проведения: занятия-путешествия, Слайд 11 игровые занятия, Слайд 12 экскурсии. Слайд 13 Высокая эмоциональность детей на таких занятиях позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, выражающим духовно-нравственную направленность. Слайд 14 Фольклор, воздействуя на чувства, настроение ребёнка, способен преобразовать его нравственный и духовный мир, удовлетворяет его тягу к знаниям, художественному творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. Слайд 15 В процессе обучения у детей расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.
Слайд 16 При разучивании и исполнении фольклорных произведений, своей главной целью считаю заинтересовать, пробудить желание выучить, спеть, станцевать, обыграть.
Слайд 17 Процесс знакомства детей с народной традиционной культурой осуществляется мною так же через проведение воспитательных мероприятий и праздников, на которых дети знакомятся с историей православных и календарных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как отмечают традиционные и обрядовые праздники в России.
Слайд 18 Праздники в ансамбле «Традиция» часто проводятся совместно с другими объединениями детско-юношеского центра, а так же совместно с досуговыми и образовательными учреждениями Алтайского района. Так, например, было проведено праздничное занятие под названием «Рождество Христово» совместно с изостудией «Светлана», Слайд 19,20 «Праздник Самовара» с хореографическим коллективом народного танца театра «Сюрприз», Слайд 21, 22, 23 «Рождественские колядки» для педагогов и обучающихся детско-юношеского центра, Слайд 24, 25, 26 праздник «Масленица» ежегодно проводится совместно с сельским домом культуры в селе Нижнекаменка.
Слайд 27, 28 Так же внутри объединения проводятся ставшие уже любимыми, такие календарные праздники как: «Осенины», Слайд 29 «Капустная вечерка», Слайд 30 Праздник встречи весны «Сороки»,
Слайд 31 «Пасха». При подготовке к мероприятию, я стараюсь составить сценарий так, чтобы раскрывать жизненный смысл каждого праздника. Слайд 32 Основные задачи при этом: привить уважение и любовь к традициям своего народа, познакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни наших предков, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения. Слайд 33, 34 Хорошей традицией в ансамбле стало проведение занятия в форме встречи - концерта с родителями в конце учебного года. Это своеобразный праздник, и подведение итогов учебной деятельности обучающихся, девизом которого является поговорка: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Всегда в этих встречах присутствуют ненавязчивая информация и обмен опытом. Звучат песни, смех, а главное, что дети, родители и педагог в единой команде, на равных.
Слайд 35 Кроме разнообразных по своей форме занятий, в программу обучения в ансамбле народной песни «Традиция» входят дополнительные предметы, позволяющие глубже изучить русскую традиционную культуру, благодаря чему у детей формируется естественное восприятие своей культуры как части собственного «Я». Предмет «Народная кукла» : на этих занятиях дети осваивают основы изготовления кукол-оберегов, изучают значение этих кукол в жизни наших предков. Слайд 36 Предмет «Народный бытовой танец» : на этих занятиях дети изучают основы народной бытовой хореографии, учатся держать осанку, красиво двигаться при исполнении песни. Занятия ведет специалист по народному танцу, педагог первой квалификационной категории Коршунова Кристина Викторовна. Слайд 37 Так же в программу обучения входит такой предмет как Сводный хор, на котором дети всех групп осваивают основы пения в хоре, изучают основы нотной грамоты и сольфеджио, приобретают навыки социализации.
Результативность
Слайд 38 За четырнадцать лет работы по общеобразовательной программе «Музыкальный фольклор» нужно отметить, что программа востребована, актуальна, успешно апробирована среди обучающихся ансамбля народной песни «Традиция». Слайд 39 Коллектив постоянно пополняется новыми участниками, в ансамбле имеется постоянный, стабильный состав. Показателями результативности данной деятельности являются высокие результаты детей в вокальных конкурсах муниципального, краевого, Всероссийского и Международного уровня, успешное участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества. Слайд 40 «Обучающиеся ансамбля Традиция» бронзовые призеры
Краевых малых дельфийских игр, 41 Обладатели Гран-При Межрегионального конкурса «Жемчужины Сибири», 42 Обладатели Гран-При муниципального конкурса детского самодеятельного творчества «Хрустальный башмачок», 43Лауреаты Международных конкурсов : «Изумрудные трели», «Синяя птица», «Вдохновение», «Роза ветров», 44 Лауреаты краевых конкурсов: «Волшебная свирель», «Жемчужины Сибири», «Хрустальные голоса», «Офицеры России», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Пою мое Отечество», 45 Лауреаты муниципальных конкурсов: «Хрустальный башмачок», «О России с любовью»
Слайд 46В коллективе есть дети, добившиеся значительных успехов в сольном исполнительстве: Ермолаева Дарья: дважды обладательница Гран-при Сибирского фестиваля патриотической песни «Офицеры России, 47Дважды обладательница Гран-при Межрегионального вокального конкурса «Хрустальные голоса», 48 Гран-при Международного фестиваля «Голос Алтая» и «Секрет успеха», 49 Обладательница диплома I степени и золотой медали Краевых малых дельфийских игр, 50 Лауреат Международного конкурса «Время талантов» в г. Сочи, 51 Лауреат международного конкурса «Сибирь зажигает звезды» в г. Новосибирске, 52 Участница финального гала-концерта Московского фестиваля
«Офицеры России» в г. Москва, 53 Успехи Дарьи занесены в Российскую энциклопедию детских достижений Алтайского края
и Республики Алтай,
Слайд 54 Байдина Полина: Лауреат Международных конкурсов «Изумрудные трели», Сибирь зажигает звезды».
Лауреат Краевых конкурсов: «Волшебная свирель», «Жемчужины Сибири», «Хрустальные голоса». Слайд 55 Когут Виктория: Лауреат I степени Международного конкурса «Изумрудные трели», Международного Московского конкурса искусств, Краевого конкурса «Волшебная свирель».
Слайд 56 Ансамбль «Традиция» является активным участником праздничных концертов и районных мероприятий, Слайд 57, 58,
Слайд 59 ежегодно проводит выставки-продажи собственных работ в конце учебного года, Слайд 60 ведет активную творческую деятельность, участвуя в совместных творческих проектах с педагогами и обучающимися коллектива театра «Сюрприз» и творческими коллективами детско-юношеского центра. Слайд 61 Важным результатом успешной деятельности коллектива является присвоение в 2020 году ансамблю «Традиция» звания Образцовый детский коллектив Алтайского края.
Вывод
Слайд 62 Подводя итоги своей деятельности, можно сделать вывод, что инкультурация личности ребенка во многом зависит от средств и методов фольклорного воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье детском образовательном учреждении). Слайд 63 Процесс инкультурации детей должен быть интегрирован в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Слайд 64 Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Слайд 65 Спасибо за внимание!