Людмила Гратволь
Информационно-коммуникационные технологии в психологическом сопровождении дошкольного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Целью применения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ является расширение возможностей способствующих повышению качества подготовки детей к обучению в школе, содействию освоения детьми элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у дошкольников самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться ее решения, нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в психологическом сопровождении дошкольного образовательного процесса» размещена в разделах
Современные дошкольники – это дети со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим, они довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки.
Согласно ФГОС ДО каждая дошкольная организация должна повышать качество образовательно-воспитательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий.
Педагог – психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение, так же согласно ФГОС участвует во внедрении и адаптации новых программ, форм работы с использованием интерактивных технологий. Несмотря на то, что интерактивность понимается как непосредственный диалог пользователя с компьютером, а занятия с психологом строятся на взаимодействии человек-человек, психологи смело включают в свои занятия интерактивные компьютерные технологии, как дополнительное средство обучения.
Интерактивный стол (Мультитач технология) в практике педагога – психолога.
С большим интересом в своей работе я использую следующие компьютерные или Multitouch (мультитач) технологии :
- обучающие и развивающие игры и задания (обобщают знания, формируют умения и навыки, например, на развитие внимания, мышления, изучение геометрических фигур, цветов, занимательное обучение нормам поведения дома, в гостях и безопасного поведения на улице.
- мультимедиа-курс «Мир информатики», знакомящий с основами работы ПК для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятия с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:
-изучение компьютера
- коррекция психического здоровья
-повышение эффективности обучения
-интеграция детей в информационное общество.
При организации занятий необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам СаНПиН.
Наш детский сад оснащен современным компьютерным классом.
Преимущества занятий на компьютере состоят в следующем:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК. Обязательно предусмотрен перерыв, с физминуткой или гимнастикой для глаз.
Педагог-психолог может создавать собственные интерактивные занятия, используя программное обеспечение SMART Table, с учетом индивидуальных особенностей и потенциала группы, также широко используется Multitouch (мультитач) технология, иными словами это интерактивный стол Live Sistem, который делает обучение креативным и интересным. Сегодня Multitouch (мультитач) технологии стали частью нашей жизни и воспитанники детского сада с естественным любопытством подходят к интерактивным столам, потому, что они знают – это нечто особенное и интересное. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения психолога : развивается положительная мотивация обучения. А мотивация, как мы знаем, залог успеха любой деятельности. Мы увидели, что дети стеснительные, в обычной обстановке сторонящиеся коллектива сверстников, стали более свободными, раскрепощенными, испытывают удовольствие от работы, а иногда даже проявляют признаки лидерства в групповых заданиях. Имея уникальные обучающие свойства, интерактивный стол подходит всем детям, включая детей с особыми возможностями здоровья.
Второй большой плюс работы на интерактивном столе – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, делиться своими эмоциями. Например, в приложении «Рисование» (Paint) можно использовать традиционные психологические методы для развития чувства взаимопонимания, так мною проводится игра «Продолжи рисунок», когда один ребенок начинает рисовать, а другие дети должны понять что он задумал и закончить рисунок. На столе это задание приобретает другой смысл и форму.
Можно справиться и с агрессивным ребенком, если в обычных условиях это не так-то просто, то вполне достижимо с помощью интерактивного стола. Ребенок сразу забывает о негативных эмоциях, которые он недавно испытывал, и увлеченно участвует в процессе рисования. Это может быть рисование любимой сказки, игрушки, простых мазков и т. п.
Посредством наблюдения педагог-психолог может получить очень ценную информацию о личностных особенностях ребенка, его коммуникативных качествах, использование средств ИКТ позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
И третий плюс, стол несет в себе образовательные функции на развитие психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ на психологических занятиях создаёт ситуацию успеха для детей, снижает утомляемость, стабилизирует фон настроения, повышает познавательный интерес, что является ярким показателем значимости интерактивного оборудования в образовательном процессе. В целом, всем педагогам необходимо активно внедрять в процесс обучения современные интерактивные технологии образования, чтобы идти в ногу со временем.
Работа с родителями и общественностью.
Процесс информатизации осуществляется так же согласно требованиям современного развивающегося общества.
Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагога - психолога с родителями.
Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, которое осуществляется в нескольких направлениях: создание внешнего и внутреннего информационного поля, психолого-педагогическое просвещение родителей и организация активного взаимодействия и диалога с родительским сообществом.
Наиболее полно процесс информирования родительской общественности осуществляется с помощью официального сайта ДОУ. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления. Но, несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. А также заглянуть на официальный сайт детского сада, где можно «зайти» на страничку педагога – психолога и выбрать направление и интересующую тему:
«Консультации» «Играем вместе» «Адаптация в детском саду» «Психологическая подготовка к школе»
Успешность взаимодействия педагога-психолога с родителями сегодня во многом зависит от того, насколько активно мы используем в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Список используемой литературы:
Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М. : Сфера, 2008. И. И. Комарова, А. В. Туликов, Т. С. Комарова. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании». – М. ,2011.3. Интернет-ресурсы: https://multiurok.ru/files/ , https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/18/pedagogicheskie-tekhnologii-v-dou-ikt