Анна Липская
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
"Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО"
Содержание
Введение.
1. Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ…
2 Методы индивидуализации образовательного процесса…
2.1 Предметно-пространственная среда с учетом индивидуализации….….….
2.2 Индивидуализация в разновозрастной группе…. …
Список литературы
Введение
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2021
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета начального уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Главным принципом образования является не столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной и познавательной активности. Таким образом, ребенок выступает субъектом своего собственного образования. Переход от образования к самообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характера деятельности дошкольника, когда он становится активным открывателем знания, собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.
Успешность реализации такого подхода возможна через индивидуализацию образовательного процесса.
1. Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
Индивидуализация обучения – это :
• организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
• различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку, чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.
Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:
1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.
2 Этап- анализ полученной информации;
3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;
4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.
Основные характеристики индивидуализации образования :
1. Интерес, вопрос, намерения, устремление
2. Среда
3. Результат - расширение границ, построение новых возможностей
2. Методы индивидуализации образовательного процесса
Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации : тщательный отбор материалов.
Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
Метод «строительных лесов». В основе этого метода - идеи Выготского Л. С. о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям и умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Иррадирующее обучение. (Иррадиация – распространение) Этот метод основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трёх основных действий.
1-е действие: "У нас появилась новая интересная игра. Тот, кто хочет научиться играть в неё, может прийти в центр науки". Или: "Я (имеется ввиду взрослый) сегодня буду работать в центре исследований. Я хочу научиться (узнать, посмотреть, найти и т. п.). "
2-е действие: "Арина и Никита, вы сегодня узнали что-то новое (научились, посмотрели, нашли, сделали., давайте расскажем об этом всем ребятам.
3-е действие: "Если вы хотите что-то узнать (сделать, найти.) можете обратиться к Арине и Никите.
Чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними. Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т. ч. не посещающих ДОУ.
2.1. Предметно-пространственная среда с учетом индивидуализации
Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.
Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми, ставить и достигать индивидуальные цели - вот что является наиболее важным для освоения образовательной программы в дошкольном учреждении.
Итак, для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение:
- создавать развивающую среду, учитывающую интересы и уровень развития разных детей;
- выделять в режиме время для игр и самостоятельных занятий;
- готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
В целях индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды можно использовать оформление стендов, уголков:
«Здравствуйте, я пришел». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.
«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
«Мое настроение». Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый.
«Я умею, я люблю, хочу научиться». Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.
«Книга рекордов». Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в «Книгу рекордов».
Неотъемлемой частью индивидуализированного обучения и воспитания выступает проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Результат – условия реализации индивидуализации :
• создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребёнком своих замыслов;
• знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребёнка;
• готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
• готовность педагога вместе с детьми определять цель, предмет и содержание деятельности, договариваться о разделённых или совместных действиях, о форме использования результата;
• обязательное отведение времени для свободной игры
• использование потенциала семьи, предоставление позитивной информации о ребёнке (события в течение дня, достижения., а также информации о том, с какими трудностями столкнулся ребёнок и наметить пути преодоления этих трудностей. Вовлечение родителей в образовательный процесс («Гость группы», «Мастер-класс» и т. д.);
• привлечение ресурсов социального окружения (библиотеки, школы, театры).
2.2. Индивидуализация в разновозрастной группе
При работе в разновозрастной группе, возникла необходимость индивидуализации, так как различия в развитии детей требуют различного подхода к обучению и воспитанию.
При планировании работы обратили внимание на сходства и различия в программах и постарались вывести собственный гибридный продукт для разностороннего образования детей. Необходимость этого продиктована и недостатком времени для занятий, ведь занятия проводятся только в первую половину дня.
Чтобы провести занятия по продуктивной деятельности, выбираем общую тему, объект для работы, который будет общим для всех детей. Но, исходя из возрастных особенностей, предлагаем разную технику выполнения, либо разный материал для поделки, рисунка. (Например, тема занятия по рисованию «Осень». Старшие дети рисуют листопад, а малыши – раскрашивают опавшие листочки. Математика – в начале занятия все дети рассматривают картинки, отгадывают загадки, участвуют в общей беседе. Далее, дети получают отдельные задания: старшие отсчитывают предметы, выкладывают палочки и т. д., а малыши делают какой – то продукт, рисуют или лепят.)
Для работы в таком режиме необходимо правильно организовывать детей на занятия. Группировать детей по их возрастам, чтобы никто не отвлекался. Для выполнения заданий учим слушать взрослого и уважать своих товарищей.
Интересно проводить словесные игры с таким подбором детей. Старшие приходят на помощь малышам и позволяют сделать послабления в правилах игры (дают еще одну попытку, «помощь зала», наводящие вопросы).
Хорошим проявлением индивидуализации в группе является утреннее обсуждение «Чем сегодня займемся в детском саду». Такое обсуждение традиционно и настраивает детей на день. Дети с интересом слушают предложения товарищей и сами становятся инициаторами.
Для обеспечения индивидуализации необходимо создавать в группе особую комфортную атмосферу. Самое главное - обеспечение эмоционального благополучия. Уважать каждого ребенка и общаться с каждым ребенком, чтобы понимать его чувства и потребности, их интересы и возможности. Устанавливать правила взаимодействия с детьми и четко придерживаемся их, приучая детей, к позитивному общению друг с другом.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости, только так возможно воспитание полноценно развитой личности.
Пример индивидуализации детей утром, по мере прихода в группу, дети самостоятельно включается в игры.
5- 7 лет - Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах - дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.
4-5 лет - Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь).
2-4 года - Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со старшими детьми.
Перспективой своей работы мы видим качественную подготовку детей к школе посредством индивидуализации, мы хотим, чтобы ребята могли с легкостью социализироваться в классе, и учеба стала для них увлекательным занятием.
Заключение
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.
Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка – чем больше педагог планирует индивидуальную работу с детьми, тем эффективна его работа. Можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.
Список литературы
1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ opyt-raboty-organizacija-obrazovatelnoi-dejatelnosti-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-principom-individualizaci-dou-v-ramkah.html
2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.pedm.ru/ categories/10/articles/1563
3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://detsadik-208.ru/about/obrazovanie/metodicheskaja-rabota/materialy-metodicheskih-obedinenij/individualizacija-obrazovatelnogo-processa-v-ramkah-vnedrenija-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-doshkolnogo-obrazovanija/
4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://ds7.kalach.obr55.ru/ DOKS/individualizayiya.pdf
5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа:https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/21/osushchestvlenie-individualizatsii-v-raznovozrastnoy