Получи документы

ИКТ-технологии (мультимедийные презентации) в дошкольном образовании как средство коррекционного развития и обучения

Елена Стрыгина
ИКТ-технологии (мультимедийные презентации) в дошкольном образовании как средство коррекционного развития и обучения

Аннотация к статье: Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом всегда стоит задача: как сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным?

Используемый материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного.

Поэтому использование мультимедийных презентаций, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, будут являться прекрасными помощниками при проведении НОД. Данные методические рекомендации предлагаются для использования в образовательном процессе начинающим коллегам, педагогам и родителям.

Публикация «ИКТ-технологии (мультимедийные презентации) в дошкольном образовании как средство коррекционного развития и обучения» размещена в разделах

Введение.

Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования — процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Предпринимаются попытки научного обоснования возможностей внедрения информационно-коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования.

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые прочно входят во все сферы жизни человека.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях в своей логопедической практике мы используем компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. НОД с использованием компьютера считаем необходимо проводить, при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов) :

использование новых моделей компьютера;

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;

во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Мультимедийные презентации в обучении дошкольников

Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.

Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!

«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны» Виктория Кузнецова, автор сайта viki.rdf.ru

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

• Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

• Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

• Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

• Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедиа технологии в работе учителя-логопеда ДОУ

Основной целью работы учителя- логопеда в образовательной организации является обеспечение единого сегмента в образовательном пространстве взаимовлияющих и взаимодополняющих друг друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющихся у них речевых патологий и предупреждение вторичных нарушений.

«Мультимедиа»- латинский термин, означающий «многие среды»- это совокупность современных средств аудио-теле-визуальных и виртуальных коммуникаций.

Информационные технологии способны дополнять методику работы по коррекции речевых нарушений, значительно экономят силы и время учителя- логопеда.

Рассмотрим как традиционные, так и новейшие способы применения мультимедийных технологий по основным направлениям работы учителя- логопеда.

1. Направление Диагностика.

Использование диагностических электронных альбомов (по материалам О. Иншаковой, Севастьяновой)

Одна из важнейших областей применения мультимедиа- это управление документами.

Данное направление предусматривает создание, обработку, хранение и воспроизведение информации.

Переход от текстового интерфейса к графическому, который способен передавать информацию более наглядно (графики, диаграммы)

2. Коррекцонно- развивающая и профилактическая работа с детьми.

У детей, имеющих нарушения речи, недостаточный объем словаря, грамматические нарушения, нарушения связной речи, они испытывают трудности при автоматизации звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую компьютерные презентации :

Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

Формирование лексико-грамматических категорий –накопление и расширение словаря, словообразование, словоизменение.

Развитие связной речи- пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Обучение грамоте- формирование навыков звуко-буквенного анализа, и синтеза.

В этом направлении широко используем как готовые мультимедийные продукты- презентации по различным темам (формирование лексико- грамматических категорий, развитие фонематического восприятия и связной речи, автоматизация звуков в речи и др.) , так и авторские игры и презентации, а также диски, электронные книги и пособия.

Преимущества использования ИКТ в коррекционной работе :

компьютер на логопедических занятиях не цель, а средство, которое помогает лучше проводить коррекционную работу с детьми.

позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

3. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов.

Использование записи речи ребенка на индивидуальном занятии. Применение для стимуляции речевого общения интерактивных игрушек. По сравнению с традиционными формами обучения мультимедиа технологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере раннего развития детей, способствуют реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимых для для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Список литературы

1. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. https://festival.1september.ru/articles/520166/;

2. Релин Г. С. Информатизация образования. – М., 2005;

3. Русакова О. Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками— Информатика, # 31, 2004.;

4. Электронная газета «Интерактивное образование» (выпуск №20, декабрь 2008г.). Статья «Информационные технологии в дошкольном образовании» Анна Викторовна Молокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПК и ПРО.

5. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.

6. Рябцева О. В. Использование медиа технологий в образовательном процессе ДОУ.

7. Ильюшонок Н. Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольниковБлоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ»Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ» Мультимедийные технологии нашли широкое применение в дошкольном образовании, т. к. они имеют преимущества перед традиционным занятием. Мультимедиа.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ИКТ-технологии (мультимедийные презентации) в дошкольном образовании как средство коррекционного развития и обучения
Опубликовано: 2 сентября 2023 в 10:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ИКТ-технологии (мультимедийные презентации) в дошкольном образовании как средство коррекционного развития и обучения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД