Надежда Лушкова
Игры-эксперименты по ознакомлению дошкольников с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!»
В. А. Сухомлинский (слайд 2)
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.
Публикация «Игры-эксперименты по ознакомлению дошкольников с природой родного края» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок на прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев,провожает взглядом летящую в небе птицу.
У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она
притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Актуальность. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитание любви к Родине. (слайд 3)
Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития
наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
В связи с этим передо мной стоит цель: ввести детей в мир природы, сформировать у них реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Необходимо не только познакомить детей с животным и растительным миром родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Углублять представления о живой и неживой природе родного края;
Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов игр- экспериментов;
Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. (слайд 4)
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, а точнее игры-эксперименты.
По мнению ряда, педагогов экспериментирование является одним из
методов познавательного развития дошкольников. По определению академика Николая Николаевича Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников,в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Игры-эксперименты – это детская деятельность, в результате которой ребенок
самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе игр-экспериментов воспитатель должен выступать для детей не как
учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.
Задачи, которые помогают решить игры-эксперименты :
Расширить представления о свойствах воды, песка, воздуха, камня (твердость,
растворимость, мягкость, сыпучесть, плавучесть и т. д).
Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода.
Формировать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать
умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
Развивать любознательность и познавательную мотивацию, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
Обогащать активный словарь, развивать диалогическую и монологическую
речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Экспериментальная деятельность строится по трё м взаимосвязанным направлениям :
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их
свойства, преобразование предметов и явлений и др.);
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых
организмов, как приспособление к окружающей среде и др.) (слайд 5)
В процессе организации игр-экспериментов по ознакомлению с природой родного края, я придерживаюсь примерной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А. И. и Прохоровой:
постановка проблемы в игровой форме, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
формулирование выводов, связь с жизнью. (слайд 6)
При организации игр-экспериментов учитываются возрастные особенности и поэтому все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать. Введение персонажей, которые будут совершать открытия вместе с детьми, значительно повысит интерес детей к играм- экспериментам. На наших занятиях – это кукла Маша-умянша, Лосяш, Елочка-иголочка.
Дети с нетерпением ждут появления персонажей, ведь каждая встреча с ними - это новые открытия и море положительных эмоций и ярких впечатлений. (слайд 7)
Игры-эксперименты по ознакомлению с природой родного края проводятся в уголках природы и экспериментирования, а так же на участке детского сада во время прогулок.
Конечно, целесообразно привязывать игры-эксперименты к сезону, например,
весной, летом и осенью проводить игры с почвой, песком, водой. Зимой: со снегом, льдом и т. д.
Мы живем на Кольском Севере. Человеку, который здесь никогда не бывал, трудно представить, насколько разнообразен и удивителен этот край. Для нас, северян, он родной и любимый. Мы живем рядом с великолепными озерами, водопадами, красивыми и богатыми полезными ископаемыми Кольского Севера. Мы знаем не из книг о фантастических полярных сияниях. В детском саду имеется возможность раскрыть перед детьми удивительную красоту северной природы, сформировать у них интерес и желание изучать ее особенности. А начать можно с самого простого – материалов и объектов
природы, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.
Песок, вода, камни – являются самыми доступными материалами для игр-
экспериментов.
Песок – это идеальный материал для проведения игр-экспериментов. Дети учатся пересыпать песок в емкости, просеивать через сито, знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка. По мнению
психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. (слайд 8)
Игры с водой – одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и
возможностям ребят. Вода оказывает релаксационное действие, снимает излишнюю тревожность, способствует внутренней раскованности. С детьми мы учимся ловить сачком рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать воду в воронку и наблюдать, как она течет в отверстие. (слайд 9)
Камни — замечательный сенсорный материал для развития тактильных ощущений, развития познавательно-исследовательской деятельности. Игры- эксперименты с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делают малыша спокойным и уравновешенным, воспитывают любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Занимая малышей такими играми, мы
поможем им научиться видеть необычное в сочетании обычных предметов. (слайд 10)
Мы живем на Кольском полуострове, зима у нас длинная и снежная. А снег является отличным материалом для игр-экспериментов. В процессе игр со снегом и льдом дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления. Особенно дети любят наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. (слайд 11)
Воздух – это объект неживой природы, который особенно интересен детям. В
дошкольном возрасте дети знакомятся со свойствами воздуха, учатся обнаруживать его в окружающем пространстве. Игры-эксперименты с воздухом предполагают использование различных пособий и атрибутов (яркие ленточки, вертушки, мыльные пузыри и др, которые вызывают у детей положительные эмоции и яркие впечатления. (слайд 12)
Игры-эксперименты с шишками - предельно простые и не требуют особой
подготовки. А в качестве дополнительных атрибутов к ним используются самые обычные предметы. А ещё они очень-очень полезные для маленьких детских пальчиков и, соответственно, для интеллектуального развития деток.
Осенние листья при их доступности, разнообразии форм, размеров и расцветок, цветовых переходов - просто уникальный материал для игр-экспериментов с детьми всех возрастов. Плюсы:
+ Восприятие всеми органами чувств (посмотрели, потрогали, послушали, понюхали)
+ Яркие, красивые листья привлекают внимание, развивают фантазию, воображение.
+ Разнообразие действий с материалом. Можно мять, рвать или осторожно раскладывать,
собирать в кучки и ряды или разбрасывать. (Листьев много и взрослым их не жалко – меньше ограничений и замечаний детям).
+ Дети учатся замечать крупные и мелкие отличия, определять черты сходства.
+ Большое разнообразие дает возможность давать задания с множеством решений. И все они будут правильными! Так в игре идет формирование гибкости мышления, так необходимой в нашей многогранной жизни, как при решении проблем, так и при общении с людьми.
+ Занятия хорошо проводить на прогулке, а при плохой погоде продолжать в помещении.
(слайд 13)
Также, в своей работе по ознакомлению с природой родного края, я использую
макеты. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство для игр-экспериментов.
Макеты способствуют «погружению» детей в удивительное царство природы, знакомят детей с разнообразием природных форм, учат эмоциональной отзывчивости, вызывают желание оберегать и сохранять неповторимую красоту родной природы.
На основе готовых макетов я провожу игры-эксперименты, посвящённые ознакомлению детей с животным миром Крайнего севера. В процессе игр дети узнают о взаимодействии живых организмов со средой обитания. В нашей группе создано несколько макетов, связанных с природой родного края. (слайд 14)
Надо отметить, что все объекты: звери и морские обитатели не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности.
Таким образом, игры-эксперименты позволяют воздействовать на целый комплекс компетентностей, формируя в ребенке исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.
Спасибо за внимание! (слайд 15)