эльвира грезева
Игры с сыпучими материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
Познание детей проходит через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Главная цель игровых сеансов с сыпучими материалами состоит в формировании гармоничного позитивного взаимодействия в детско-родительской паре, адаптации малышей к условиям детского сада и общем развитии детей.
Темочки:
В качестве наполнителя песочницы можно использовать различные сыпучие материалы, например крупы: манную, гречневую, рис, горох, фасоль.
Организация игр с такими материалами обеспечивает разнообразие ощущений, активизирует развитие сенсорной системы детей.
Внешне простые манипуляции с сыпучими материалами : пересыпание, перебирание, закапывание мелких предметов – позволяют значительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение.
Перед началом игр рекомендуется сделать массаж. С помощью массажного мячика, карандаша с острыми гранями и другими предметами. Это способствует усилению тактильных ощущений, стимулирует мышцы рук.
Игра «Знакомство».
Взрослый (воспитатель) предлагает поздороваться с песком: сначала слегка дотронуться, потом погрузить в песок пальчики. Ребенок с помощью взрослого легко сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу, далее дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
Игра «Необыкновенные следы».
- «Идут медвежата» : ребенок с помощью взрослого кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайчики» : ребенок с помощью взрослого кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» : ребенок с помощью взрослого пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» : ребенок с помощью взрослого двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Игра «Дождь».
Захватывает горсть песка, сильно его сжимая, приподнимает руку и постепенно ослабляет. Для активизации речевого развития сопровождаем
словами: кап, кап, кап. Выполняем упр. Каждой рукой и одновременно двумя. Далее родитель может сыпать на руку ребенка, а тот на руку взрослого.
Игра «Прятки».
Родители управляют движениями рук ребенка в поисках фигурки или камешка. Потом сами дети могут спрятать камушки, а родители постараются их найти.
Пересыпание ложкой Для чего нужно: развитие координации движений, внимания, развитие умения пользоваться ложкой. Пересыпание через воронку Для чего нужно: развитие координации движений, внимания и концентрации. Также наблюдение за пересыпающейся манкой успокаивает малыша и снимает нервное напряжение. Рисование на манке (пальцем, палочкой, кисточкой) – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель… – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток; – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы; Для рчего нужно: развитие координации, умения концентрироваться, снятие нервного напряжения, развитие фантазии, подготовка руки к письму Просеивание тазик с манкой и некоторое количество крупных бобовых (фасоль, горох, небольшое сито, миска. Для чего нужно: развитие координации движений, умения концентрироваться, познание свойства предметов (мелкая манка просыпается, а крупная фасоль нет) Перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
Вкладывание фасоли в бутылку Для чего нужно: развитие «пинцетного захвата», развитие координации движений, развитие умения концентрироваться.
Вдавливание (в тесто, пластилин)
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.