наталья немкова
Игры по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых групп не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
Публикация «Игры по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
• Появилось много трудностей с темпом, предложенным школьной программой;
• Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
• Обучение грамоте в детском саду является предупреждением дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно чтобы ребенок:
• Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
• Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Тема моей работы по проекту «Игры и упражнения по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте».
Главной целью являлось, обобщить и привести в систему знания о звуках, буквах, грамматическом строе речи у детей 6-7 лет с помощью игровых упражнений и игр дидактического характера; повышение мотивации воспитанников к изучению звуко-буквенного состава слова путем использования игр и упражнений.
Работа по данной теме включала в себя игры, упражнения для развития фонематического слуха, умение выделять звуки в словах, подбирать картинки на заданный звук, закреплять умение проводить звуковой анализ слова, развитие мелкой моторики, составление предложений по схемам.
Работа проводилась как совместно со всеми детьми, так и в индивидуальном порядке. Практиковала работу в парах и по подгруппам.
Для более успешной реализации проекта мною разработаны альбомы, картотеки, консультации для родителей.
Предлагаю вашему вниманию несколько развивающих игр дидактического характера:
«Сбей кеглю»
Цель: закрепление умения различать гласные и согласные буквы, умение давать характеристику.
Описание: на кеглях наклеены буквы, и детям необходимо сбить кеглю, а затем назвать ее, дать характеристику.
«Зимняя рыбалка»
Цель: закрепить умение придумывать слова с заданной буквой в разных позициях.
Описание: На магнитных рыбках с обратной стороны приклеены буквы, «рыбак» ловит и придумывает слово с пойманной буквой.
«Собери букву»
Цель: учить соотносить звук и букву, закреплять умение называть первый звук в слове, называть слова на заданный звук, упражнять в составлении целого из частей.
Описание: буквы разрезаны, задача детей собрать их (конструктор, назвать слова.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей (согласно ФГОС ДО) :
- познавательное развитие : активизация словарного запаса, развитие мотивации обучения к школе;
- социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
- физическое развитие : развитие общей и мелкой мускулатуры, работа над осанкой;
- речевое развитие : развитие связной речи, обогащение активного словаря
- художественно-эстетическое: аккуратность при выполнении работы, составление развёрнутого предложения (использование в речи имен существительных, прилагательных, деепричастных оборотов).
Результат: дети хорошо владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знают порядок букв и их название (алфавит); различают гласные и согласные звуки; правильно ставят ударение в знакомых словах; свободно и осознанно читают трёхбуквенные слова;умеют составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.)