Татьяна Петровна Иванова
Игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи - это формирование лексико-грамматических навыков.
Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Темочки:
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.
Работа по РЛГСЯ ведё тся по следующим направлениям:
1. Развитие словаря :
· активизация и обогащение словаря по теме;
· описание предметов, особенностей строения;
· называние действий с данными по теме предметами;
· называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
· упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
· упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
· употребление предлогов;
· составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Дидактические игры и задания :
Игры и задания :
-«Подбери картинку» ( классификация предметов: овощи - фрукты; одежда - обувь).
-«Найди лишний предмет».
-«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).
-«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).
«Назови части» :
- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
«Подбери соответствующие картинки к следующим словам» :
- Высокий, тонкий, пятнистый. (жираф);
- Лохматый, косолапый. (медведь);
- Маленькая, быстрая, проворная. (белка);
«Противоположности» (пополнение словаря антонимов).
Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «ручка», «иголка» и т. д.).
«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто) - девочка, медведь. ; (что) - время, дождь. и т. д.
«Кто как ест?» (по картинкам) :
- Кошка лакает молоко;
- Собака грызет кость;
- Корова жует траву.
«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает) - лает, бегает, рычит, кусает, грызет);
«Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Солнце (какое) - яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.
Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
Развитие грамматического строя речи
1. Развитие словообразования.
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей : называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).
«Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».
Образование сложных слов ( составить одно слово из двух: сам летает -. (самолет, сам катится -. (самокат).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.
Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Игры и упражнения :
«Один - много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи