МААМ-картинки

Проект на тему «Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

Наталия Бауэр
Проект на тему «Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект на тему

«Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовлен и проведён воспитателями старшей группы № 8 «Облачко»

Тип проекта :

По доминирующей деятельности: практико-ориентированный, информационный

По количеству участников: групповой

Публикация «Проект на тему „Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

По продолжительности: средней продолжительности

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников

Задачи проекта.

Развитие межполушарной интеграции;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

Снятие эмоциональной напряженности;

Создание положительного эмоционального настроя.

Проблема: Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждый из которых постигает внешний мир по – своему. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.

Цель проекта : улучшение графомоторных, речевых и двигательных навыков у детей путем развития межполушарного взаимодействия.

Гипотеза: игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия способствуют коррекции речевого, познавательного и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Ресурсное обеспечение:

• Дидактический материал (подборка упражнений и дидактические игры);

• Технические средства (ноутбук, проектор);

• Уголок спортивной деятельности и логических игр в группе;

• Нормы СанПиН, техники безопасности.

Методическое сопровождение проекта :

Дидактические игры и упражнения;

Иллюстрационный, дидактический, спортивный материал;

Упражнения на снятие эмоциональной напряжённости по М. Норбекову;

Этапы реализации проекта

I этап

Организационный

• выбор темы проекта

• диагностика

• постановка цели работы

• поиск материалов по проблеме, изучение материала

• изготовление пособий по теме проекта

• разработка упражнений и дидактических игр по теме

• стимулирование интереса к заданиям и пособиям.

II этап

Основной

Развитие тактильной памяти и восприятия. Основная цель этого этапа –синхронизация у ребенка работы двух рук. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную, и слуховую информацию. На этом этапе используются балансиры с шариками, доски для развития межполушарного взаимодействия с бегунками, пальчиковые игры на межполушарное взаимодействие, линейки для работы двумя руками и другие задания, доступные для работы на начальном этапе. На этом этапе мы не использовали карандаши, ручки и фломастеры потому, что дети видят неточное выполнение, ошибки и теряют мотивацию к дальнейшему выполнению заданий.

Развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. У каждого ребенка есть тетрадь для штриховки и раскрашивания двумя руками, простые и цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы для вырезания. Трафареты с геометрическими фигурами используются на индивидуальных и парных занятиях. Это позволяет лучше контролировать деятельность ребенка и избежать закрепления неправильного навыка. Сначала для штриховки и раскрашивания используют геометрические фигуры. Затем сложные рисунки. Дети могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Создавать с помощью разных цветов яркие картинки. При использовании ножниц мы учимся правильно держать листок, ножницы, правильно поворачивать их по отношению друг к другу.

Первоначально педагог всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть примерно одинаковым.

Игры и упражнения направленные на общую моторику. Игры в которых задействованы сразу несколько анализаторов. Такие упражнения могут выполняться подгруппами, что усложняет их. Сюда же относятся игры на селективное слушание и слуховое внимание, так как развитие межполушарного взаимодействия тесно связано с развитием фонематического слуха

III этап

Заключительный

Презентация проекта

Реализация проекта

Упражнения и игры проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия поводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся сидя, стоя, лежа, некоторые элементы при двигательной активности. Упражнения выполняются в спокойном темпе, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершении двумя. Все указания даются четко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Погружение в проблему

Проводится после просмотра мультфильма «Незнайка в солнечном городе» с обсуждением героев.

Воспитатель предлагает детям определить каких качеств не хватает Незнайке, чем он отличается от других героев. Какие герои им нравятся и на кого хотелось бы быть похожим. «Как выдумаете ребята, а нам не помешало бы вместе с Незнайкой немного позаниматься, развить своё внимание, координацию, память и другие важные качества для дальнейших достижений? Давайте напишем письмо Знайке, может быть он подскажет нам как нам быть.»

На следующий день воспитатель предлагает ребятам заглянуть в игровую зону «Почта» где они находят письмо и посылку с игровыми заданиями и упражнениями от Знайки «Волшебные занятия для будущих успехов». Воспитатель читает ребятам письмо и демонстрирует содержание посылки «Посмотрите как много интересных заданий прислал для нас Знайка. Давайте начнём их выполнять и делиться со Знайкой нашими впечатлениями и успехами!»

Этапы Деятельность педагогов Деятельность детей

I этап

Организационный

январь На этом этапе нами осуществлялась работа по выбору темы проекта,

диагностика,постановка цели работы,поиск материалов по проблеме, изучение материала, изготовление пособий по теме проекта,

разработка упражнений и дидактических игр по теме,

стимулирование интереса к заданиям и пособиям.

Прохождение диагностики и погружение в проблему

II этап

Основной

февраль-апрель 1. Развитие тактильной памяти и восприятия.

(февраль)

Основная цель этого этапа –синхронизация у ребенка работы двух рук. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную, и слуховую информацию.

Упражнение «Лягушка хочет в пруд». Поочередно руками синхронно меняем позы кулак-ребро-ладонь;

Упражнение «Кулак - ладонь». Руки в разных позах и одновременно меняются;

Игра «Перекрестия». Одна рука вверху в кулаке, вторая под ней – ножницы; Нижнюю руку перебрасываем наверх и меняем позы. Можно усложнить последовательностью из трех поз (камень-ножницы-бумага);

Упражнение «Цветные дорожки». Пальчиками обеих рук одновременно проходим дорожки определенного цвета.

2. Развитие мускульной памяти.

(март)

Педагог предлагает детям задания и упражнения на развитие и укрепление мускульной памяти Дети учатся различным видам штриховки используя тетради, шаблоны, линейки. Начиная от простого к сложному (в соответствии с возрастом). Так же

Большое внимание уделяется правильной работе с ножницами.

Ребятам предлагаются игры

Упражнения для штриховки;

Упражнение «Раскрась двумя руками»;

Задание «Раскрась перчатки»;

Зеркальное рисование по клеточкам;

Упражнение «Дорожки». На листах А4 рисуем симметричные дорожки и двумя руками одновременно их обводим. Усложняем несимметричными узорами;

Игра «Прищепки». Ребенку предлагается взять в руки прищепки разных цветов и собрать ими помпоны соответствующего цвета;

Игра «Ловкость рук». Ловим из коробки палочками-сачками двумя руками одновременно помпоны;

Зрительная гимнастика.

3. Игры и упражнения направленные на общую моторику

(апрель)

Педагогами предлагается ряд игр, упражнений и заданий в которых задействовано несколько анализаторов

В игровой и соревновательной форме дети выполняют различные задания и упражнения как индивидуально, так и подгруппами

Игра «Какой пальчик». Ребенок держит одну руку за спиной (вначале можно обе руки держать перед глазами). Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев. Ребенок показывает другой рукой, к какому пальцу было прикосновение;

Игра «Выполни движение». Даем детям одну из из этих инструкций, а они выполняют. Суть в том, что инструкция не совпадает со зрительной подсказкой;

Игра «Отбиваем ритм». Дети должны следить за педагогом и отстукивать ритм, который он задает. А педагог, в свою очередь, путает их неправильными речевыми инструкциями (стучит медленно, а говорит, что нужно быстро);

Игра «Путаница». Называем детям часть тела, которую они должны показать. Путаем их, показывая другие части на себе;

Игра «Поделись с другом». Перед детьми коробка с предметами. Даем инструкцию: -Дай Ане синий кубик, а Сереже красный мяч. И так по кругу;

Игра «Волшебная дорожка». Наклеиваем дорожку на полу из вырезанных картинок ступней и ладошек в разных направлениях и сочетаниях. Ребенку нужно пройти и не ошибиться;

Игры с инструкциями «Это вправо-это влево»;

Упражнения на снятие эмоциональной напряжённости по М. Норбекову;

Игра «Зеркало» считывание участниками игры эмоций, мимики и движений ведущего;

Твистер.

III этап

Заключительный

май Диагностический анализ

Выводы

Отчёт и презентация проекта С детьми проводим анализ успехов и делаем совместные выводы о необходимости и пользе разнообразный развивающих занятий

Анализ диагностики уровня развития межполушарного взаимодействия

Мониторинг уровня развития графомоторных и мыслительных навыков проводился в начале проекта и после его завершения. Детям давались задания индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось:

-выполнить штриховку,

-обвести рисунок по пунктирной линии,

-раскрасить узор,

-нарисовать вторую половину рисунка по клеточкам, зеркально первой,

-повторить движения в определённой последовательности и направленности,

-выполнить упражнения с чередованием координирующих действий для правой и левой руки.

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы движения детей были неуклюжими, неточными, некоординированными. При выполнении штриховки линии не были параллельными, расстояние между ними не соблюдалось, быстро забывалась инструкция о направлении штриховки. При выполнении рисунка по точкам часто менялось направление линии, дети начинали крутить листок или сами начинали менять положение тела. Раскрашивая рисунок дети выходили за линии контура, не могли красить в одном направлении, оставляли много места нераскрашенным. Нарисовать вторую половинку рисунка по клеточкам, зеркально первой без ошибок не удалось никому. Движения были не точными и дезориентированными. При выполнении заданий дети были напряжены, быстро утомлялись и их работоспособность резко снижалась. Детям было сложно держать в голове инструкцию, воспроизводить последовательность, сосредоточиться на звуке или задании.

Заключительная диагностика показала, что за время проекта у детей закрепились навыки, появились новые умения. Движения приобрели точность, синхронность, спало напряжение при их выполнении. Снизился уровень неловкости и пропала неуклюжесть. Все это способствовало повышению уверенности в себе у детей, снижению тревожности и страха, что он не справится с заданием (что часто наблюдалось на первых этапах работы). Повысился уровень развития как общей моторики, так и мелкой. Дети стали более собраны. Воспроизведение последовательности, которая давалась на слух в начале проекта, сейчас не вызывала затруднений. Качество выполнения заданий для диагностики существенно возросло.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы по развитию межполушарного взаимодействия, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение всеми необходимыми навыками для дальнейшей подготовки к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детей Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур ребёнка. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействияУпражнения для развития межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему «Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 апреля 2023 в 22:28
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему «Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бауэр в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД