Приложение МААМ

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста

Леонова Надежда
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчивом негативном поведении и т. п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Публикация «Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радость. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

Радость, как всякая базовая эмоция, имеет свои характеристики. Психологи отмечают ее важное социальное значение для формирования взаимной привязанности между родителями и детьми. В детские годы эмоции радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Прямое обучение радостным переживаниям невозможно. Однако взрослые могут научить им ребенка косвенно, разделяя с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни и взаимного общения, который будет благоприятствовать позитивным переживаниям.

Для знакомства с эмоцией радости на занятиях используются различные упражнения.

• Этюд «Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

• Этюд «Новые игрушки»

Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже-новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.

• Игра «День рождения»

Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.

Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям)предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.

• Психогимнастика «Ручеек радости»

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких зубов, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые появляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохого контакте с окружающими, дефиците внимания.

Страхом особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Как указывалось выше, самые распространенные страхи у дошкольников-это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, приведений, смерти, боязни хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.

• Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под которой залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

• Упражнение «Маленький храбрец»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: до упражнения желательного поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Зачем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие-еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор-он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция, и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

• Игра «Художники-натуралисты»

Цель: снятие психомышечного напряжение, коррекция страхов, развитие творческого способностей.

Ход игры: перед началом упражнения психолог проводит доверительную беседу с ребенком или с микрогруппой детей (2-3 человека). Беседа начинается со слов: «А вот, когда я был маленьким, как ты, то…», затем психолог продолжает рассказ о том, чего он когда-то боялся (или том, чего чаще всего боятся дети). Даже задаются следующие вопросы: «А с тобой когда-нибудь такое случалось? Чего ты боишься?» и т. п. Зачем ребенку (детям) предлагается нарисовать все, о чем только что говорили, на большом ватмане. Рисовать можно с помощью жидких красок и своих ладошек, кулачков, пальчиков. После того, как рисунок завершен, уточните, что на нем нарисовано. Затем предложите ребенку сделать рисунок веселым. Если малыш затрудняется, помогите ему. Так, например, может пойти радужный дождик, который забрызгает яркими красками мрачный рисунок, или засветит ласковое солнышко, превращая рисунок в веселых солнечных зайчиков и т. д.

Гнев, злость.

Гнев - одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных. Причиной гнева обычно является фрустрация, связанная с ситуацией, не поддающейся контролю. Так, например, у ребенка дошкольного возраста гнев может вызвать нежелание сверстника поделиться игрушкой. Причем вначале ребенок ощущает дискомфорт от того, что ситуация развивается не так, как ему хотелось бы (ребенок теряет контроль над ситуацией, следовательно, он начинает испытывать фрустрацию, и только после этого может проявить гнев. Фрустрация-это психическое состояние, появляющееся у человека, если он не может получить ожидаемого.

Дети дошкольного возраста часто прибегают к таким формам агрессивного поведения, как вербальная агрессия (словесные оскорбления) и физическая агрессия (физическое насилие). В общении дошкольников со сверстниками можно наблюдать, как неразрешенный спор переходит во взаимные оскорбления или драку. Следует помнить, что дети с неврологическими заболеваниями или мозговыми нарушениями чаще проявляют агрессивность. Дети также могут научиться агрессивному поведению на собственном опыте. Если в прошлом агрессивное поведение помогало им дать выход фрустрации и гневу, или они добивались определенной цели, проявляя гнев, то в будущем дети снова будут прибегать к агрессивным действиям.

• Игра «Смешинки и злючки»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

• Упражнение «Коврик злости»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

• Игра «Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Грусть, печаль

Печаль-это отдельная эмоция, которая имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики; ее обычно относят к негативным переживаниям. Эмоция печали имеет свои универсальные активаторы-разлука или отделение как физическое, так и психологическое: вынужденная разлука с семьей или близким другом, не способность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих.

Следует заметить, что когда ребенок находится в состоянии печали, испытывает страх или проявляет гнев, это может вызвать у взрослых различные реакции. Чаще всего взрослые стремятся подавить эти эмоции путем запретов, упреков, высмеиваний, запугиваний и т. п. Такая реакция воспитателей или родителей на состояние ребенка может лишь усугубить проявление этих эмоций - что нередко приводит к развитию фобий и агрессивности.

• Игра «Кладоискатель»

Цель: та же.

Ход игры: для игры понадобиться тазик с песком, «сюрприз» (маленькая пластмассовая игрушка, резиновый мячик, схема маршрута. Педагог приглашает грустного, печального ребенка поиграть в игру «Кладоискатель». Затем проводится беседа: «У меня есть тазик, в котором зарыт клад. Но найти этот клад сможет только смелый ребенок, который разберется (прочитает) в карте-схеме. Заранее на песке ставится условные ориентиры, которые отражены в карте-схеме.

Чтобы добраться до клада, тебе нужно очень внимательно изучить карту и последовательно передвигаться с помощью пальчиков от указателя к указателю». Если ребенок испытывает затруднения, надо показать ему как это делается. Добравшись до финиша, ребенку предлагается откопать клад руками. Игрушка остается у ребенка.

Публикации по теме:

Альбом чувств, эмоций и настроенийАльбом чувств, эмоций и настроений Настроение у нас бывает разным И прекрасным может быть и безобразным. Мы то плачем, то хохочем, веселимся, Мы волнуемся, грустим, порой.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2020 в 20:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Леонова Надежда (УИ 1900112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД