Юлия Александровна Антюхова
Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ».
Цель:
Ознакомление педагогов с инновационной технологией, с возможностями конструктора ЛЕГО в речевом развитии дошкольников. Формирование практических навыков игры в ЛЕГО- конструктор.
Задачи:
Публикация «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лего. Дидактические игры с использованием LEGO
- Лего. Конструктор LEGO
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: конструкторы ЛЕГО по количеству участников, чудесный мешочек, предметные картинки, игрушки, схемы.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас.
Рефлексия.
«ЛЕГО» - умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«ЛЕГО» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «ЛЕГО» поиграть полезно!
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО имеет приоритетное значение.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимым в коррекционной работе.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно- игровыми при мами, используемыми для развития речи :
• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен : нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у реб нка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Перспективность применения данных методов и при мов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому я хотела бы рассказать об опыте применения лего- технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.
«Чудесный мешочек». В мешочке находится несколько деталей конструктора ЛЕГО.
Цель: описать детали конструктора.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку, необходимо на ощупь, определить из каких деталей составлена модель.
"Собери модель по памяти".
Цель: развитие внимания, памяти и развитие речи
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
«Собери модель по ориентирам».
Цель: закреплять цвет, форму, внимание
Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "слева от", "справа от".
«Светофор».
Цель: закрепление цветов, внимание, развитие мелкой моторики, умение создавать новые комбинации.
Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.
Таким же образом можем обыграть игру «Составь флаги».
Использование ЛЕГО- конструктора на логопедических занятиях по обучению грамоте
Тема: Закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки; «твердость» - «мягкость» согласных звуков.
Цель: Закрепить понятия «звук», «гласные и согласные звуки».
Продолжать формировать фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие. Закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
Для материализации понятия «звук» эффективно использовать из набора ЛЕГОчеловечков в разноцветных костюмчиках.
Человечек ЛЕГО в красных платьицах могут обозначать гласные звуки; в синем костюмчике обозначает согласный твердый звук; в зеленых – согласные мягкие. Для закрепления вопросы: «Какого цвета костюмчики у твердых согласных? Какого цвета костюмчики у мягких согласных? Какого цвета костюмчики у гласных?» Затем проводится работа по звуковому анализу слогов, слов.
Например, гласный звук А пришел в гости к своему другу: согласному твердому звуку П. Они встали рядом и получился слог «АП».
• Сколько звуков в слоге «АП»? (два)
• Назови первый звук. (А)
• Назови второй звук. (П)
• Сколько гласных звуков? Назови гласный звук.
• Сколько согласных твердых звуков? Назови согласный звук.
• Какой по счету гласный звук А? Какой по счету твердый согласный звук П?
Позднее (при звуковом анализе одно- и двусложных слов) человечки устанавливаются на кирпичик 22, символизирующий «слог». Для более длинного слога используется больший кирпичик : 24, 26 и т. д.
Д. И. «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (В начале, середине или конце) .
Оборудование: человечек в соответствующем заданному звуку костюмчике; длинный кирпичик 28 желтого цвета, обозначающий «слово»; предметные картинки.
Ход: Логопед предлагает картинку и называет звук, место которого ребенок должен определить в слове. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка на кирпичике в то место, где слышит звук: в начале, середине или конце слова.
Примечание: Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки, играет с ними, передвигает, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебного материала.
«Предлоги», «Построй Башню», «Сделай дорожку»
Цель: формировать пространственное представление, закреплять умение пользоваться предлогами.
Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания используется это упражнение, где собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трё хмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.
Использование ЛЕГО -игр создает положительную мотивацию, формирует интерес к изучению новой информации, снимает негативного отношения к процессу обучения, что позволяет говорить о коррекционном воздействии ЛЕГО- конструктора в целом.
Рефлексия
Конструктор ЛЕГО-
Лучший друг.
Он учит, развивает,
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает.