Галина Харитоненко
Игровые технологии в воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии в воспитательно-образовательном процессе».
Доклад - презентация. «Использование игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе. ТРИЗ».
Слайд 1. Использование современных игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе. ТРИЗ.
Слайд 2. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС ДО - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, развитым нестандартным видением мира, мышлением.
Публикация «Игровые технологии в воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Слайд 3. “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считали основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, я использую различные игровые методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Слайд 4. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами, А для этого надо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь, от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Каждая игра – это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.
Слайд 5. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для дошкольников – это игры, система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, я использую различные игровые методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.
Слайд 6. Остановлюсь кратко на играх, которые провожу с детьми младшего дошкольного возраста:
Игры «Кто я?», «Покажи по – разному».
Игры «Разноцветная вода», «Волшебные кляксы».
Игры «Угадай, что получится?» «Самое весёлое». «Что это может быть?» «Куда ведут следы?», «Наоборот».
Игры «Расскажи об их настроении», «Волшебные картинки», «Спасатели».
Игры» Да –нетки», «Угадай, что я загадала», «Наоборот».
Игры, помогающие увидеть в объекте положительные и отрицательные качества: «Хорошо – плохо”, Удобно-неудобно», «Нравиться –не нравится».
Слайд 7. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Технология ТРИЗ даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Большой интерес к играм проявляют особые дети, которые обучаются в нашем ДОО в рамках инклюзивного образования. Элементы ТРИЗ включены в адаптированные программы с данной категорией детей.
От того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Всему этому дошкольник может научиться благодаря правильно построенной исследовательской деятельности, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.
Слайд 8. Коллаж (Игра-путешествие «Мы весною в лес пришли» во второй младшей группе.)
Коллаж – лист ватмана, где изображены различные картинки, фигуры, которые связанные между собой одной целью. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Играя, дети познают окружающий мир, закрепляют цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.
Создание проблемной ситуации, вопросов поискового характера, – все это способствует эффективности занятия, повышает познавательную и мыслительную деятельности.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
Слайд 9. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!