Лучший педагог года Итоги 2024

Игровые технологии как средство развития ребёнка в ДОУ

Валентина Александровна Каратаева
Игровые технологии как средство развития ребёнка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ

Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.

По ФГОС во главу воспитательно - образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.

Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Темочки:

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Применение игровых технологий:

- Способствует преодолению пассивности.

- Повышает познавательный интерес.

- Вызывает эмоциональный подъем.

- Тренирует память.

- Развивает внимание.

- Развивает мышление.

- Помогает выработать речевые умения и навыки.

- Способствует развитию творчества.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Организация познавательной деятельности в ДОУ требует от педагогов поиска новых решений. Высокие технологии стали полноценной частью повседневной жизни, даже дошколята умеют на начальном уровне пользоваться современной техникой. Внедрение ее в образовательный процесс облегчает усвоение огромного объема информации, однако требует новых методов обучения. Игровые технологии в ДОУ представляют собой гармоничное соединение традиционных методик с новейшими достижениями техники.

Интерактивные доски, песочные столы, мультимедийные комплексы, робостолы – без них сложно представить полноценный процесс развития. Они дают возможность уйти от статичной подачи материала. С использованием видео, аудио, интернета воспитатель делает занятия яркими, познавательными, мотивирует детей к дальнейшему обучению. Интерактивные средства позволяют:

-наладить взаимодействие в группе;

-получать мгновенную ответную реакцию на определенное действие;

-гармонично развивать техническое, эмоциональное и творческое направления.

Немаловажную роль при этом играет комфортная атмосфера, которую создает удобная мебель, яркое оформление, дополнительные аксессуары. Оборудование безопасно для здоровья детей.

Современные игровые технологии развития детей дошкольного возраста

Преимущество интерактивных технологий – обучение действием. Выполнив что-либо на практике, человек лучше запоминает и усваивает правило или понятие. Незаменимые помощники – интерактивные средства: столы, планшеты, доски. Их применение способствует развитию памяти, внимания, расширению лексического запаса.

При помощи игровых технологий, в коррекционных группах

предполагается делать акцент на развитие речи, коррекцию произношения, формирование правильного дыхания и артикуляции, увеличение словарного запаса. Необходимо обратить внимание на логопедические комплексы — дидактические развивающие, сенсорные, интерактивные. Оборудование выполнено из безопасных материалов. Интерес у детей вызывает внешнее оформление: яркие оттенки, привлекательные изображения.

Простейшими наборами станут кукольный театр и «Сундучок логопеда». Материалы помогут педагогам организовать тематические занятия.

Интерактивные мультимедийные комплексы направленны на развитие мыслительной деятельности, речевой активности, мелкой моторики, позволят быстрее достигать целей занятий.

И с помощью игр — воспитатель открывает для детей маленькую дверь в большой мир!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар» как фактор полноценного развития ребёнкаИгровые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кафе», «Повар» как фактор полноценного развития ребёнка Естественным и закономерным развитием ребёнка является игра. Это способ в короткое дошкольное детство познать окружающий мир, приобрести.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство развития ребёнка в ДОУ
Опубликовано: 28 января 2025 в 09:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии как средство развития ребёнка в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Александровна Каратаева (УИ 3395261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД