Галина Изотова
Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста».
Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Дети и музыка необыкновенно схожи : пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Путь, который совершает ребенок, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий. Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование игровых технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию. Музыка и игра — это источник детской радости. На музыкальных занятиях педагоги дошкольных образовательных учреждений применяют различные игровые методы, благодаря которым достигается главная цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования : воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.
Публикация «Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Успешное достижение этой цели зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. На основе различных природных задатков формируются специальные музыкальные способности, способствующие общему развитию.
Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. С помощью игровой формы достигаются следующие цели и задачи:
• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр.
• Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музыцирования, движение под музыку и т. д.
• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использую их в своей практике и сочла нужным систематизировать их применения.
В своей работе я использую несколько видов игровых технологий.
1. «Волшебный сундучок». На музыкальных занятиях с подготовительной группой я использую музыкально-дидактическое пособие под названием «Волшебный сундучок». «Волшебный сундучок» - это сундучок с музыкальными инструментами. На занятиях с помощью него ребята подготовительной группы знакомятся с историей происхождения музыкальных инструментов, улучшают свои знания и навыки игры на уже знакомых музыкальных инструментах, а также знакомятся с новыми. На занятиях детям дается возможность самостоятельно угадать услышанный ими инструмент, самим выбрать понравившийся инструмент для игры в оркестре, импровизировать на выбранном инструменте под аккомпанемент, что способствует развитию самостоятельности и инициативности дошкольников.
Цели и задачи использования данной технологии :
• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально – дидактического пособия «Волшебный сундучок»
• Побуждение к самостоятельным действиям.
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
• Развивать музыкальные способности детей посредством игры на музыкальных инструментах; развивать музыкальный слух, память, чувство ритма; развивать творческую активность на занятиях.
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Игровой прием «Волшебный сундучок» используется мной для таких направлений музыкального развития детей, как:
1. Знакомство с историей происхождения музыкального инструмента
2. Знакомство с музыкальным инструментом : внешним видом, формой, размером, звучанием, звукоизвлечением
3. Обучение игре на музыкальном инструменте
4. Закрепление пройденных знаний посредством исполнения музыкального номера в оркестре
Занятия по данному направлению проводятся с детьми подготовительной группы один раз в месяц. В декабре на неделе пед мастерства я провела открытое занятие с использованием игровой технологии «Волшебный сундучок» в подготовительной группе. Целью занятия было «Развитие музыкальных и творческих способностей детей с использованием технологии «Волшебный сундучок».
2. Музыкальные пальчиковые игры. В своей работе я использую технологию «Пальчиковые игры», так как считаю, что она играет очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. На занятиях дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии мы вспоминаем и выполняем уже знакомые упражнения. К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.
Цели и задачи использования данной технологии :
• Формирования целостного развития личности ребёнка, в том числе креативности посредством пальчиковых игр.
• Развитие мелкой и крупной моторики.
• Развитие слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.
• Развитие фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.
• Совершенствование умения согласовывать движения и речь.
• Способствование развитию фантазии, творчества, коммуникабельности, доброжелательного отношения к другим детям.
• Формирование навыков вербального и невербального общения, готовности умения действовать в коллективе.
Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка : слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.
3. ИКТ технологии. Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, в дошкольном учреждении должны использоваться методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей.
Цели и задачи использования ИКТ технологий на музыкальных занятиях :
• развитие музыкальных способностей дошкольников;
• дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
• активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
• формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.
На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста мной используются ИКТ технологии для различных форм музыкального воспитания дошкольников : изучение новой темы, освоение нотной грамоты, музыкально-дидактические игры, просмотр видео материала, использование при слушании музыки показ репродукций картин,художников и портретов композиторов.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
4. Звуки мира. «Послушай: музыка вокруг. Она во всем — в самой природе, И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук». Звуки окружают ребёнка с того момента, как он появился на свет, и даже гораздо раньше, и взрослым необходимо сделать всё, чтобы музыка стала важной составляющей в его жизни. Поэтому «Звуки мира» явлются игровой технологией, которую я использую на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. С ее помощью ребята познают музыку через окружающий мир, бытовые предметы, игрушки, учатся слышать музыку через звуки природы.
Цели и задачи использования данной технологии :
• приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками;
• закрепление представления о разнообразии звуков в природе и музыке
• развитие музыкальных способностей детей посредством игры на нетрадиционных музыкальных инструментах;
• знакомство с миром музыки через окружающий мир.
На моих занятиях музыкальная деятельность ребёнка может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности детей – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Я учу детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.
С помощью вышеперечисленных игровых технологий ребята учатся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, у них есть возможность проявить инициативу в различных видах музыкальной деятельности. Так же я отметила наиболее значимые моменты, которые заметно проявились в процессе использования игровых технологий на музыкальных занятиях :
• Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.