Ксения Федорова
Выступление на семинаре «Игровые технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре «Игровые технологии»
Серия «Игротерапия»
Тема: «Игра в ее многообразии»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в развитии и поддержке детской игры на разных ее этапах.
Задачи:
1. Углубить знания педагогов об этапах развития игры в дошкольном возрасте.
2. Расширить представления о приемах поддержки игровой деятельности на каждом возрастном этапе.
3. Разнообразить педагогический арсенал ритмическими играми, способствующими развитию свободной образной игры детей.
Состав группы: не ограничен.
Публикация «Выступление на семинаре „Игровые технологии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Время выступления: 15 минут.
Оборудование: презентация.
Добрый день! Устали? Давайте разомнемся!
Давайте все встанем, я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них словами «Вот так!» и показывать нужный жест.
• Как живешь?
• А идешь?
• Как бежишь?
• А плывешь?
• Ждешь обед?
• Машешь вслед?
• Ночью спишь?
• А шалишь?
Моя тема – игра. Обычная, свободная игра, способная решать такие задачи возраста, которые нельзя решить с помощью игр дидактических. Сегодня я хотела бы рассказать теорию, как у детей развивается игровая деятельность по возрастам, и дополнить ваш арсенал такими играми-потешками, которые могут способствовать развитию свободной игры. Эти игры ритмические, поэтому их можно будет использовать в качестве динамических пауз на занятиях, чтобы дети могли переключиться и отдохнуть, или даже в качестве организационного момента.
Итак, сначала поговорим про развитие игры. Как вы думаете, есть ли отличия в игре трехлетнего ребенка и игре пятилетнего? В чем разница? (ответы)
Я хочу рассказать вам о этапах, по которым развивается игровая деятельность у детей в дошкольном возрасте. Такую периодизацию игры предложила Елена Евгеньевна Кравцова.
До 3 лет развивается предметная деятельность (сенсорное развитие, изучение окружающих предметов и их свойств, игра носит отобразительный характер. То есть, что ребенку показали, что он увидел, то и делает. Возникают простые действия с игрушкой: игрушка спит, ест, умывается, идет гулять. Есть действия с предметами и игрушками по подражанию взрослым: ребенок крутит руль, моет посуду, забивает гвозди, выгружает кирпичи из самосвала.
Что стимулирует развитие игры в этом возрасте? Озвучивание игрушек вами. Т. е. не просто «мишка захотел кушать», а берете мишку и от его имени говорите: «Я проголодался, угости меня медом!». Можно использовать такие «говорящие» игрушки на занятиях (кто так делает, молодец, а можно просто общаться через игрушку с детьми ради общения. А стимулировать подражание и предметные действия помогут пальчиковые игры на бытовые темы, например:
Буду маме помогать,
Буду сам белье стирать:
(трем кулачки друг о друга,
Мылом мою я носки,
(провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки,
(трем кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко
(двигаем кистями вправо и влево)
И повешу на веревку.
(поднять руки вверх, кисти согнуть)
С 3 лет начинает развиваться режиссерская игра: с помощью мелких игрушек дети создают небольшие сюжеты. В этой игре закладывается умение строить сюжет, развивается творческое воображение, самостоятельность, начинает проявляться личность. Как стимулировать эту игру? Опять же – взять и показать. Например, на занятии проиграть с помощью игрушек, озвучивая их, без слов автора, какую-то сказку, потом чуть изменить ее сюжет, привлечь к отыгрыванию детей. Главное, чтобы вы сами были эмоционально вовлечены в этот процесс, и тогда дети тоже захотят в игру.
Параллельно с режиссерской и отобразительной, еще до 3 лет, начинает развиваться образная игра: когда ребенок принимает на себя образы животных, сказочных персонажей. И помочь в развитии этого вида игры могут такие потешки, которые предполагают превращение, показ разных героев, например (движения выполняются в соответствии с текстом):
Раз – присядка, два – прыжок,
А потом опять присядка,
И еще один прыжок –
Это заячья зарядка.
Птички скачут, словно пляшут,
Птички крылышками машут
И взлетают без оглядки –
Это птичкина зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало,
Начинаем все с начала.
В 4 года режиссерская игра усложняется, а ведущей становится игра образная – в этом возрасте происходит самый ее расцвет. Эта игра помогает ребенку научиться управлять своим поведением, эмоциями, учит гибкости, помогает быть разным, осваивать новые качества. Ребенок может перевоплощаться не только в животных или героев сказок и мультфильмов, но и в растения, явления природы (например, ветер, лужу, камень, может быть яйцом, роботом, различными предметами – дверью, банкоматом, сумкой, машиной, самолетом, светофором. Есть такое в средних группах? В кого у вас превращаются дети? (ответы)
Для развития этого вида игры важно эмоционально реагировать на образ ребенка, включаться, немного подыгрывать ему: например, «котенка» погладить, предложить молока в блюдечке, у «собачки» попросить лапу и угостить косточкой.
Чтобы расширить репертуар образов детей, можно предложить игру с непривычными образами. Например, деревьями.
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
(ноги расставить на ширине плеч, руки на поясе)
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(расставить ноги шире)
Чтоб держали дерево,
(сжатый кулак поставить один над другим)
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду доставали.
(наклониться, сложить ладони горстью, разогнуться)
Тело наше – ствол могучий,
(ладонями провести по телу сверху вниз)
Он чуть-чуть качается
(покачивание из стороны в сторону)
И своей верхушкой острой
(изобразить «крышу» над головой)
В небо упирается.
(поднять соединенные руки вверх)
Наши руки – это ветви,
(руки вверх, пальцы растопырить)
Крону вместе образуют.
(сомкнуть пальцы над головой)
В кроне им совсем не страшно,
(покачать головой)
Когда ветры сильно дуют.
(покачать поднятыми руками)
Пальцы веточками будут,
(пошевелить пальцами)
Листья закрывают их.
(одна ладонь закрывает другую)
Как придет за летом осень,
Разлетятся листья вмиг.
(поднять вверх правую руку, потом левую и развести их в стороны)
С 5 лет возникает сюжетно-ролевая игра, которую называют королевой всех игр. В ней ребенок овладевает отношениями между людьми, осваивает взаимодействие разных ролей, например: роль доктора и пациента, роль продавца и покупателя, роль мамы и папы и прочие. В этой игре дети учатся договариваться, и именно в этой игре закладываются все качества успешного человека: креативность, волевые качества, коммуникабельность, рефлексия, ответственность. Для того, чтоб роли осваивались, важно обращать внимание детей на различия ролей, профессий, на то, как все устроено в обществе. К сожалению, у старших детей я почти не наблюдаю такой игры. Здесь, скорее всего, сказывается недостаток режиссерской игры (дети не удерживают сюжет, и образной игры тоже не хватает, поскольку не только роль, но даже образ дети держат буквально считанные секунды, и тут же меняют.
В этом случае я снова предлагаю игру, которая построена на расширении образного репертуара, помогает развивать волевые процессы, а также может являться профилактикой возрастных страхов:
«Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова.
Когда водящий (первоначально им может быть педагог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Бармалея, волка, льва и т. п., детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного героя, тот становится водящим и продолжает игру.
К 6 годам у ребенка должны быть хорошо освоены все предыдущие этапы игры, и все эти игры должны быть в его арсенале – они никуда не исчезают, дети продолжают играть, только уже сюжеты, образы и роли все более усложняются. И, кроме того, возникает интерес к играм по правилам: это и настольные игры, и подвижные. Эти игры развивают волевые процессы, повышают соревновательность, а значит, тем самым будут стимулировать интерес к учебе. Как дела в подготовительных группах с играми по правилам? Во что играют дети? (ответы)
К 7 годам ребенок уже начинает придумывать свои игры с правилами, а режиссерская игра трансформируется и переходит на высокий уровень. Это когда ребенок начинает выстраивать сложные коллизии сюжетов и проигрывает их уже не столько во внешнем плане, сколько «в уме», придумывает собственные сказки и истории – это то, к чему мы должны прийти в идеале. Уже в школе игра продолжает развиваться (вспомните, до скольки лет играли лично вы) и хорошо развитая игра будет помогать первокласснику справляться с теми новыми переживаниями, которые возникнут во время учебы. А если игра вдруг будет мешать – значит, ребенок к школе не готов, он еще не наигран. Так давайте позволим детям наиграться!
Напоследок, запустим ракету хорошего настроения. Я буду давать команды, предлагать действия, вы их будете выполнять, и отвечать: «Есть!»
- К запуску хорошего настроения приготовиться! Надеть шлем! (изображают надевание шлема)
- Есть приготовиться!
- Надеть скафандры! (надевают невидимый скафандр)
- Есть надеть скафандры!
- Пристегнуть ремни! (хлопают в ладоши)
- Есть пристегнуть ремни!
- Включить контакт! (прикасаются пальцем одной руки к пальцу другой)
- Есть контакт!
- Ключ на старт! (руку вверх)
- Есть ключ на старт!
- Включить моторы! (вращательные движения рук у груди)
- Есть включить моторы!
- Начать отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!
- Ура!