Ольга Владимировна Куличенко
Консультация «Игровые ситуации в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В раннем возрасте ребёнок только начинает свою игровую деятельность и взрослый должен помочь ему её освоить, научить играть. Для этого можно использовать игровые ситуации.
Игровые ситуации — являются методом активного обучения, отличающийся тем, в них используются игровые принципы, реализация которых происходит в режимных моментах.
Публикация «Консультация „Игровые ситуации в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Игровые образовательные ситуации направляют ребёнка на поиск решения той или иной проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры.
В возрасте от двух до трёх лет у детей развивается период сюжетно – отобразительной игры, который предшествует сюжетно - ролевой игре. В этот период игры не продолжительные от трёх до шести минут, но постепенно игры становятся более длительные и длятся от восьми до десяти минут. В становлении этих игр большое значение имеет помощь взрослого
По мере развития игровых умений игровые действия и способы употребления предметов станут более разнообразными. Ребёнок будет охотно использовать предметы заместители, передавать в игре поведение окружающих его людей.
Поначалу цепочки игровых действий осуществляются хаотично: ребёнок может укладывать куклу спать, потом снова кормить её. С приобретением жизненного опыта отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать). Затем цепочки станут более продолжительными (готовить обед – кормить - укладывать спать).
Основная задача взрослого способствовать становлению самостоятельной сюжетной игры. Для этого игровую ситуацию организуют по принципу решения игровых задач. Игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куклу спать», может быть в косвенной форме: «Кукла хочет спать», и менее конкретно: «Кукла устала» - в этом случае ребёнок ищет решение сам. Постепенно задачи надо усложнять и их решения то же будут усложняться. Предметы – заместители, используемые ребёнком можно представить в качестве разных предметов (листок используется как тарелка, шляпка; кружочек как тарелка, блюдце). Нарисованные предметы так же используют в качестве предметов - заместителей (ребёнок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом).
Взрослый должен тщательно продумать игровые задачи, которые он будет решать в совместной игре с ребёнком.
Обучая детей игровым ситуациям, взрослый должен сам уметь оперировать элементами игровых сюжетов. Для этого необходимо быть творческим человеком, развивать фантазию, придумывать сюжеты, знать игру,изучать литературу по этой теме.
Руководя детской игрой, взрослый не должен навязывать свою волю, не сковывать свободу ребёнка, не делать игру скучным занятием.
Чтобы вовлечь ребёнка в игру можно использовать приём втягивание, подключение к игре. Создать такую эмоциональную ситуацию, которая привлекла бы внимание играющего неподалёку ребёнка. Постепенно ребёнок заинтересовывается игрой взрослого, которую он разворачивает у него на глазах, непосредственно к нему не обращаясь. Он подходит ближе и потихоньку втягивается в игру.
Вовлекая ребёнка в игровые ситуации, взрослый создаёт предпосылки перехода к сюжетно-ролевой игре. Основным сюжетом для детей раннего возраста, который используют чаще всего, это «Игры с куклами». В нём игровые действия отражают повседневный опыт ребёнка, поэтому такие игры-ситуации имеют широкий спектр возможностей. Сюжет «Игры в деревню» мало отражает непосредственный опыт, в большей мере впечатления от сказок, книг, иллюстраций, бесед.
Игровые ситуации можно создавать и в режимных моменты в утренние, дневные и вечерние часы:
Игра – ситуация во время умывания "Мой мишка"
материал: стол, стул, кран, тазик, мыло, полотенце, посуда и салфетка.
Мишка, я тебе перед едой лапы вымою водой.
повяжу тебе салфетку: "ешь котлетку, ешь конфетку".
Молоко свое допей и пойдем гулять скорей.
Игры -ситуация перед приемом пищи "Кто скорее допьет?"
материал: кукла, стол, стул, салфетка, чашка, блюдце.
На плите сварилась каша. "где большая ложка наша?"
Зина ешь и не шали и свой фартук не грязни. (снимает фартук и кладет в таз)
не жалею здесь я мыла, мылом тру я фартук Зинин.
"Зина, больше не шали и свой фартук не грязни.
Буду я с тобой играть, петь и весело плясать"
" у нас есть ложка, волшебная немножко.
кликнем ложку нашу.
не оставим и следа, подберем всю кашу"
Важно, чтобы прослеживалась последовательность в развитии игровой деятельности, важно оценивать возможности ребёнка, степень владения игровыми умениями, общее состояние игры