Валентина Циценко
«Партнерские отношения педагогов и родителей в рамках художественно-эстетического образования»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В. С. Циценко, воспитатель МБДОУ ДС №64 «Искорка» г. Старый Оскол, Белгородская область
Современная жизнь изменила представления большинства людей в художественно-эстетическом развитии личности. Многим стало достаточно того, что они видят на страницах интернета. Походы в музеи, театры, на выставки заменили (просиживанием) вечеров и выходных у монитора компьютера. А ведь, это те места где человек по настоящему получает эстетическое наслаждение, развивает свой вкус, обогащается представлением о великих ценностях русского и мирового искусства, расширяет свой кругозор познавая разные вида человеческого творчества.
Публикация «„Партнерские отношения педагогов и родителей в рамках художественно-эстетического образования“» размещена в разделах
С ввдением ФГОС обозначилась проблема одаренности, которая становится все более актуальной на современном этапе. Непростая социально экономическая ситуация в которой находится наша страна имеет потребность в новом поколении граждан, способных неординарно мыслить, принимать нестандартные решения, быть творческими личностями способными созидать и приумножать силу и мощь нашего государства.
Начальной ступенью в развитии творческой личности является дошкольное образование. Одной из областей является «художественно-эстетическое развитие» которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимая произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной.
Творчество для маленьких детей это естественный компонент, который является потребностью в их развитии. В основе творчества малышей лежит открытость к внешнему миру, желание его познавать и непосредственно, по своему отражать в своих работах. Взрослые должны помогать в этом детям, обогащать их знания и представления об окружающем мире, о культуре своего народа, о ценностях, которые подарили миру великие люди в разные столетия и которые, будут веками оберегаться и передаваться в дар новому поколению. Особое место среди них занимают архитектура скульптура, предметы живописи, народно прикладное искусство и др.
Уже в дошкольном возрасте ставятся задачи художественно эстетического развития детей определенные ФГОС:
- развитие продуктивной деятельности;
-развитие детского творчества;
-приобщение к ИЗО искусству.
Современная педагогика в решении задач образовательной деятельности ориентируется на тесное взаимодействие с родителями и предлагает им равноправное партнерство. Такое партнерство очень необходимо в решении задач художественно-эстетического развития дошкольников. Особенно для реализации задачи приобщения детей к изоискусству.
В небольшом провинциальном городке не так много возможностей, как больших областных центрах или столичных городах, но и здесь необходимо использовать любые возможности для развития детей. Ведь в нашем городе Старом Осколе есть театр, краеведческий и художественный музеи, проходят выставки разных художников, в том числе известных на весь мир. Проходят городские мероприятия, где демонстрируют свое мастерство и умение мастера прикладного искусства, творческие студии и др.
Беседы с детьми, опросы родителей показывают, как они далеки от культурной жизни города. Никто из родителей нашей группы ни разу не посетили музей, не ходили на выставки художников. Только во время городских мероприятий, случайно оказывались возле выставок предметов декоративного искусства наших мастеров.
А ведь партнерство, предполагает у родителей наличие определенных знаний и умений, желание самообразоваваться быть заинтересованными в развитии своего ребенка, как разносторонней творческой личности. Это возможно только тогда, когда родителям есть что предложить детям, есть определенный багаж знаний которым могут поделиться. Задачи педагогов - довести до понимания родителей необходимость в самообразовании, проявляя интерес к тому или иному вопросу можно увлечь и ребенка. Для это используются разнообразные формы взаимодействия с родителями.
Одной из них является «Творческая гостиная» где детей и родителей знакомят с произведениями известных художников. Многие открыли для себя талантливых художников нашего края, познакомились с творчеством современных художников известных за пределами нашей страны. Например, в нашем городе прошла выставка А. М. Шилова. Мы сфотографировали его картины и показали родителям мультимедийную презентацию. После просмотра, многие пожалели что, не посетили выставку всемирно известного художника.
В рамках сетевого взаимодействия с организациями города, организовали встречу с сотрудниками художественного музея нашего города. С целью ознакомления родителей и детей с творчеством художников родного края. С собой они привезли несколько картин И. Хегая, С. Косенкова, В. Аксенова и др. Эта встреча произвела огромное впечатление не только на родителей, но и детей. Все выразили желание впредь стать постоянными посетителями музея. Педагогами и детьми для родителей были организованы выставки иллюстраций картин известных художников на военную тематику ко Дню Победы Ф. П. Усыпенко, К. М. Антонова, о красоте русской природы в картинах И. Шишкина, И. Левитана и др., где экскурсоводами были дети.
Следующей формой взаимодействия с родителями является «Творческая мастерская», где они знакомятся с народной Старооскольской игрушкой. По образцу которой, дети вместе с родителями вылепили свои игрушки. Перед праздником Светлой Пасхи в нашей мастерской родители узнали о писанке, ее символах и расписывали с детьми плоскостные формы яиц. В осеннее время дети и родители собирали природный материал, для изготовления панно, для участия в выставки «Осенняя пора». Работы выполняли малыми группами: родители вместе с детьми. Дети на ровне со взрослыми учавствовали в обсуждении сюжета будущего панно, подбирали наиболее подходящий материал, кроме природного использовали шерстяные нитки, пуговицы, бусины и др.
Для расширения представления о мастерах нашего города организовали, совместно с родителями экскурсию в дом ремесел, где мастера познакомили и продемонстрировали умения в гончарном деле, изготовлении тряпичных кукол, бисероплетении и вышивании, валяния валенок и плетения из лозы и мн. др.
Таким образом благодаря разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей возникает настоящее партнерство, в результате которого происходит развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения искусства у детей. Так же происходит приобщение детей к народному и художественному искусству, через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства, воспитание умения понимать содержание произведений искусства.