Получи документы

Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Наталия Зыбкина
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 89 "Умка" комбинированного вида

Консультация для педагогов ДОУ

«Игровые приемы автоматизации звуков

в логопедическом сопровождении дошкольников»

подготовила учитель-логопед

Зыбкина Наталия Александровна

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы :

I. Подготовительный этап

Публикация «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников» размещена в разделах

Цель: подготовка к постановке и автоматизации звуков речи.

1. Развитие слухового восприятия и внимания.

2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

II. Этап постановки звука

Цель: формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

III. Этап автоматизации звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Задачи:

• Введение звука в слоги.

• Введение звука в слова и фразы.

• Введение звука в связную речь.

• Развитие фонематического анализа и синтеза.

IV. Этап дифференциации звуков речи

Цель: дифференцировать звуки речи друг от друга.

Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:

- снизить утомляемость;

- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

- повысить работоспособность детей;

- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

- вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.

Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения, можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста, логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации.

В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.

• Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят :

- сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

- дидактическая игрушка «Каркуша»;

- иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

- наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

• На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:

- картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков;

- символы звуков;

- игровые задания в виде звукоподражаний : «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);

- «Звуковые дорожки»;

- «Волшебные ниточки», «Клубочки», «Разноцветные верёвочки»;

- всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч», «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ», «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц», «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Змейка – ш-ш-ш», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д. Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

Автоматизация звуков в слогах :

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

- «Пианино»;

- «Гусеничка»;

- «Слоговые песенки» (песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);

- «Кнопочки»;

- «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»;

- «Скажи громко-тихо»;

На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:

- «Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки», «Су-Джок» и колечки», «Молоточек», «Весёлые звоночки»; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

- «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки», «Топотушки», «Повтори, не ошибись» - ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек» - сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов;

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

Автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях:

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными:

- «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» - с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо», «Чего не стало?», «Вспомни и назови», «В гостях у гномов» - я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» - я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови», «Доскажи словечко», «Назови всё живое», «Всё, что растёт», «Цепочка слов»;

- «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»;

- «Логопедическое домино», «Лото»;

- «Положи в кармашки», «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

- «Ходилки»;

- «Сложи пирамидку», «Собери бусы», «Собери букет»;

- «Рыбалка»;

- «Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку»;

- «Трафаретики», «Назови какого цвета…».

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Автоматизация в связной и самостоятельной речи:

На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:

- пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

- пересказы-драматизации, стихи-драматизации;

- заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звуки на различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков, а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников. Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.

Список использованной литературы

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2008.

2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков. – Волгоград: «Учитель», 2011.

3. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами. – М. : ООО «АСТ: Астрель», 2010.

Публикации по теме:

Доклад на РМО «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических компонентов у дошкольников» СЛАЙД 1 Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании,.

Игра для автоматизации и дифференциации поставленных звуковИгра для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

Игровые приемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. Одна из задач дошкольного образования – подготовка детей к школе. Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к.

Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

Конспект ООД для родителей «Игровые приемы при обучении детей счёту» (используя палочки Кюизенера)Конспект ООД для родителей «Игровые приемы при обучении детей счёту» (используя палочки Кюизенера) В рамках проекта дошкольного учреждения на тему:"Новые формы взаимодействия детского сада и семьи". В детском саду были проведены мероприятия.

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Разнообразие логопедических игр на этапе автоматизации звуков Звук поставлен! Ура! Но впереди ждет монотонная работа по автоматизации звука. И для этого нужен огромный арсенал игр. С чего начнем? С.

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации. Преодоление.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Звуковая дорожка для автоматизации поставленных звуковЗвуковая дорожка для автоматизации поставленных звуков «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 10:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Зыбкина (УИ 84027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД