Папки-передвижки

Игровые формы в освоении техники сценической речи

Ксения Образцова
Игровые формы в освоении техники сценической речи
▼ Скачать +Заказ

Название занятия: «Игровые формы в освоении техники сценической речи».

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

Формировать способность к импровизации.

Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.

• Воспитывать навыки коллективной работы.

• Развивать возможности собственного голоса.

• Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.

Публикация «Игровые формы в освоении техники сценической речи» размещена в разделах

• воспитать свое слуховое внимание

сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь

• воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма

• развитие связной устной речи учащихся, т. к. она является залогом успешной деятельности учащихся

Прогнозируемый результат:

• избавить воспитанников от комплексов (зажимов);

• научить творчески мыслить и не бояться выражать себя;

• применять творческий подход к любому делу

• совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальные, коллективные.

Тип занятия:

Комбинированный.

Технологии : элементы игровой технологии, ситуационные элементы.

Методы и приё мы: упражнения, творческие задания.

Оборудование: салфетки, карточки с заданиями, мяч, театральный зал, ноутбук.

Ход занятия

Организационный момент:

-Добрый день, дорогие ребята! Мы продолжаем наши занятия по школе журналистики. На прошлом занятии мы узнали с вами, что ведущего на радио называют диктором, и немного поиграли с вами в дикторов.

Для того, что быть диктором на радио, для того, чтобы вас было интересно слушать нужно уметь правильно и красиво говорить. Чтобы это делать нужно подготовить голос и дыхание.

Сегодня нам предстоит узнать очень много нового и интересного! Но для начала давайте встанем в полукруг и поздороваемся друг с другом глазками.

Создание психологического настроя на занятие, введении е в тему:

(Ребята встают в полукруг и здороваются глазами).

-Давайте поговорим, о том, как человек на радио, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции? Правильно! Голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей. И прежде чем разбудить свое вдохновение, давайте разбудим свое тело.

Практическая часть занятия. Разминка:

-РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

Постукивание. Постукивание проводится открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, со звуком «з – з – з».

-Отлично! Перейдем к занимательной артикуляции, ведь чего только мы с вами сейчас не увидим и услышим!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

(Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце)

Упражнение «Назойливый комар»

-Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.

Упражнение «Хомячок»

-Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Следующий уровень: ребята разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

Упражнение «Балет лица»

Под зажигательную музыку только лицом танцуем танец. Стили танцев могут варьироваться. Далее танцуют лица в паре.

Упражнения для губ:

-Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.

- Лошадь

Чтобы снять напряжение, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадь.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

(Упражнения выполняются 5-6 раз)

-Уколы в щеки

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

-Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

-Лягушка

Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка, до правого и левого уха.

- Варенье

Представляем что у нас на губах варенье, и нам нужно слизать это варенье.

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т. д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные». Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

«Сложные звукосочетания. Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

«Работа со скороговорками». Разные интонации грустно, устало, сердито, радостно и т. д. Скороговорки. Ехал Грека., во дворе трава., шла Саша по шоссе., Клара у Карла.

«Чистоговорки». В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной. (Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку

- Купи кипу пик

- Стоит поп на копне, колпак на попе

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

- Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колокол не по-колоколовски

Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

- Из- под пригорка, из- под подвыподверта,

Зайчик приподвыподвернулся

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения. (Шла Саша по шоссе и сосала сушку)

«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

как учительница русского языка, читающая диктант.

как преподаватель по речи

как обиженный ребенок

как скандальная бабка

как робот

как рассерженный человек.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Дыхательная гимнастика».

1. Выдох на звук пф-пф.

2. Короткий вдох, на выдох считать громко: 1, 2, 3, потом до 5, 7, 9 и т. д.

3. Вдох, на выдохе сказать а-а-а-ах, на весь выдох.

4. Понюхать цветок, сказать о-о-о-ох, легко выдыхая воздух.

5. Вдох через нос, выдох через рот – 10 раз.

6. «Задувание свечи». Спокойный вдох, задержать дыхание на счет 1, 2, затем медленный равномерный выдох, как будто задуваем свечу.

7. «Поймай комара», руки разводят в стороны, вдох, затем медленно сводят (не спугнуть комара, звук з-з-з-з – хлопок.

8. Спокойное дыхание «На берегу моря».

9. Упражнение «Семья Криворотых». В далеком дремучем лесу жила семья леших. И все они были криворотые. Старший дышал так, что воздух выходил справа, средний дышал так, что воздух выходил слева, еще один леший дышал, выдыхая воздух наверх, другой выдыхал воздух вниз, и только самый младший дышал так, что воздух выходил через вытянутые трубочкой губы. Однажды к ним в лапы попала свеча. Долго они любовались пламенем свечи. А вечером решили ее затушить. И стали на нее дуть, как умели. Задул ее, конечно, самый младший леший.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДИКЦИЮ

1. Проговаривание сложных сочетаний.

Джунь – дзунь

Джань – дзань

Джонь – дзонь

Четырджо, четырджу, четырджа, четырдже, четырджи.

Джунгли, дзунгли, джонгли, дзонгли, джангли. Дзангли, дженгли, дзенгли.

Чурлу – цурлу, чорло – цорло, чарла – царла, чирла – цирла.

ЛОГИКА РЕЧИ, ИНТОНАЦИЯ

Логика речи, интонация (средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия). Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории.

Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.

«Что болит?» – спросил доктор.

«Что, болит?» - спросил Вовка с сочувствием.

«МИМОЗЫ мила маме купила? МИМОЗЫ мила маме купила. Мимозы МИЛА маме купила? Мимозы МИЛА маме купила. Мимозы Мила МАМЕ купила? Мимозы Мила МАМЕ купила. Мимозы Мила маме КУПИЛА? Мимозы мила маме КУПИЛА? Мимозы мила маме КУПИЛА.

КРАСИВАЯ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Красивая, правильная речь зависит не только от того, как правильно вы произносите звуки, расставляете паузы, ударения, но и от того, как складно вы говорите. Поэтому диктору просто необходимо научиться сочинять текст речи, рассказ, доводя это умение до профессионализма. И в итоге, научиться красиво говорить экспромтом, без подготовки. Такое умение достигается тяжелым трудом. А помогает в этом ряд упражнений, самое интересное из которых мы сегодня рассмотрим.

«Рассказ по кругу» (дается первая фраза, отталкиваясь от нее, нужно сочинить рассказ; каждый вносит в будущий рассказ одно предложение за один круг).

Как-то однажды я спешила в детский сад. Время до завтра оставалось мало, и я почти бегом неслась по тротуару с рюкзаком в руках. Впереди совершенно неожиданно возникло препятствие в виде калитки. Я нажала кнопку домофона….

Педагог - Молодцы! А теперь перейдем к самой любимой части занятия. Подключаем фантазию, воображение и т. д., ведь занятия сценической речью должны быть не только «сухой тренировкой», а синтезом упражнений для широкого спектра развития творческой личности.

Развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения.

Упражнение на внимание «Построение»

-по росту,

-по цвету волос.

Анализ работы. Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений.

Подведение итогов занятия.

Прекрасно! Я надеюсь, все сегодня получили радость от нашего творческого трудового процесса, творческой атмосферы, атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, взаимной ответственности за результаты коллективного труда.

На этом наше занятие закончено. Те, у кого не все получалось во время занятия, дома стараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома). Самое главное никогда не останавливаться и день за днем оттачивать свои проблемные места, и нет ничего невозможного! До свидания!

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения дошкольников к художественной литературе Проект «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые формы в освоении техники сценической речи
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 15:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые формы в освоении техники сценической речи» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Образцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД