Марина Гаврюшина
Консультация «Игровое общение дошкольников. Двуплановость игры»
Статья посвящена рассмотрению особенностей игрового общения дошкольников. Актуальность данной темы обусловлена многими причинами, одной из которых является тот факт, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игра, игровое общение, двуплановость игры, особенности.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, т. е. игра занимает большое место в жизни дошкольника. В ходе игры ребенок совершенствуется и приспосабливается к саморегуляции. Игровое общение обозначается как одна из форм жизнедеятельности дошкольников. Наиболее сензитивным периодом формирования положительного игрового взаимодействия детей является именно дошкольный возраст.
Публикация «Консультация „Игровое общение дошкольников, Двуплановость игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современные педагоги используют игру как способ приобретения у детей новых умений, представлений, для формирования полезных навыков. Они рассматривают игру как деятельность, которая определяет развитие основных психологических новообразований, позицию ребенка по отношению к миру, а также формы и способы его общения со взрослыми.
В рамках игрового общения детей объединяют совместные действия, интерес к партнеру по игре. Игровое общение в дошкольном возрасте помогает детям устанавливать отношения с окружающими, т. е. благотворно влияет на социальную сферу. Игровое общение обеспечивает активное развитие личности, индивидуальности ребенка. В дошкольном возрасте игровое общение становится средством коммуникации, различной деятельности, особенной формой взаимодействия детей. Игровое общение включает деятельностный, эмоциональный и когнитивный компонент.
Для активного включения ребенка в социум игра должна носить групповой или подгрупповой характер. Общение между детьми – важнейшее средство налаживания товарищеских взаимоотношений в игровой деятельности. Игровое общение приводит к формированию знаний и норм взаимосвязей ребенка с окружающими его людьми.
Внеситуативно-познавательная форма общения, возникающая в дошкольном возрасте, является новой формой общения для ребенка. Она возникает тогда, когда уровень развития речи, внимания, мышления ребенка достигает уровня, позволяющего ему оторваться от примитивного манипулирования предметами, расширяет его кругозор.
Игровое общение дошкольников решает множество педагогических задач. Педагоги уделяют особое значение ролевым играм, так как именно они имеют личностный и межличностный подход, затрагивают отношения и их психологию. Огромное значение в воспитании детей дошкольного возраста имеют игры театрализованные, поскольку именно они помогают преодолеть барьеры в общении, стеснение.
Для эффективного формирования успешного игрового общения у детей нужно, чтобы педагог был готов к применению педагогических приемов и методов, направленных на создание эмоционально – положительной атмосферы в процессе игры, на развитие способов взаимодействия детей.
Развитие игрового общения будет эффективно, если систематизировать использование игр на занятиях, в режимных моментах и в повседневной жизни ребенка.
Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В игре ребенок выполняет какую – либо деятельность, на осуществление которой требуются действия, связанные с решением различных задач. Двуплановость игры определяет ее развивающий эффект. Положительный эмоциональный контакт между играющими носит психо-коррекционный эффект. Меняющиеся ситуации, в которых оказывается ребенок, позволяют ему научиться приспосабливаться к новой ситуации и быстро переключать свои действия. Игра помогает ребенку свободно выражать свои чувства и эмоции.
При этом во время игры ребенок расслабляется, погружается в атмосферу личностной безопасности и доверия, у него пропадают страхи и тревожность перед возможными неудачами. Игровое общение стимулирует детей к исследованию новых способов поведения и общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.