Папки-передвижки

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ

Нина Прохладина
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Игровая технология, как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ»

Однообразная учебная, воспитательная деятельность в течение дня ухудшает самочувствие детей с ОВЗ, снижает их активность. Дети с ОВЗ соматически ослаблены. Поэтому задача воспитателя в группе строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью учащихся. Активное внедрение здоровьесберегающей технологии в обучение детей с ОВЗ ведет к снижению заболеваемости, улучшению микроклимата в детском коллективе, улучшает эмоциональный фон. Игра как один из факторов здоровьясбережения играет в этом процессе немаловажную роль. Кроме динамических пауз, физкультминуток, прогулок, свободной деятельности игра является здоровьесберегающим фактором в обучении и развитии детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. Она помогает активизировать учебный процесс, освоить учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие школьников на занятиях.

Публикация «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах

Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность.

Значение игровой технологии состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, ИГРА способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования учреждения и уровня развития детей.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализации в игре человеческой практики;

- игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру процесса игры входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические. При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

• Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;

• Учёт структуры дефекта;

• Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

• Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

• Соответствие коррекционной цели занятия;

• Учёт принципа смены видов деятельности;

• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Значение игры при правильном руководстве:

• способ обучения,

• деятельностью для реализации творчества,

• метод терапии,

• первый шаг социализации ребенка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

• знания методики игровой деятельности,

• профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр,

• учета возрастных и индивидуальных возможностей.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков,

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций,

• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения,

• формирование социальных навыков и социализации,

• обеспечение эмоциональной разрядки.

Целевые аспекты игровых технологий :

Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;

Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;

Развивающие : развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;

Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Эти качества, в процессе специальных занятий дают ребенку:

• возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли

• быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)

• прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

• для освоения темы или содержания изучаемого материала,

• в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Задачи игровой технологии :

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

2. Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

Игровая технология также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Виды педагогических игр и их различия:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.

Чтобы определить роль и место игры на занятии, воспитатель должен знать функции и классификации педагогических игр. Существуют различные технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология — одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.

По мнению С. А. Шмакова (Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М. : Новая школа, 1994); как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

1. Развлекательная.

2. Коммуникативная.

3. Функция самореализации.

4. Игротерапевтическая.

5. Диагностическая.

6. Коррекционная.

7. Функция межнациональной коммуникации.

8. Функция социализации.

Рекреационноая функция - На фоне больших затрат физических, психических и интеллектуальных игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т. е. реализуется рекреационная функция.

Игры бывают разные: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-общение, игра-труд, словесные, художественные, музыкальные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.

Игровые технологии :

Физкультминутки. Чтобы дети отдохнули во время занятия и лучше усвоили учебный материал.

Например, тематические физкультминутки:

«По-порядку становись». Детям раздаются воздушные шары (мячи, карточки) с написанными на них цифрами. По команде дети выстраиваются по порядку.

«Топайте-хлопайте». Детям за экраном (на слух) дается задание: «Топайте 5 раз», «Хлопайте 8 раз» и т. д.

«Подбери картинку». Воспитатель раздает детям иллюстрации домашних животных, а на ковре раскладывает изображения того, что дают человеку домашние животные и птицы. По команде ребята подбирают соответствующие картинки.

Дидактические игры. Дети к ним проявляют большой интерес.

Например:

«Собери вагончики», «Угадай»,

«Волшебное яйцо». (Можно использовать на любом занятии.)

Материал игры: упаковки от шоколадных яиц с заданиями, волшебный мешочек.

Содержание игры. Учащиеся по очереди тянут из мешочка «яйцо» с заданием и выполняют его.

Развлечения доставляют детям особую радость и удовольствие, вызывают положительные эмоции. Такие развлечения не проходят статично. Дети с ОВЗ активны, свободны в движениях. Такие занятия дают особый положительный результат.

Важно, чтобы игра была занимательной, интересной и действительно была игрой— тогда, ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и обобщаться. Чем интереснее игровые действия, используемые педагогом на занятиях, тем незаметнее и эффективнее ребята закрепляют, систематизируют полученные знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании современных технологий воспитатель помогает ребенку с ОВЗ укреплять здоровье, корректировать различные нарушения, готовит детей к социальной адаптации в обществе. Очень важно и актуально применение этих технологий в работе с детьми с ОВЗ, так как игра-это наиболее близкая и естественная форма обучения для ребенка.

Прохладина Н. В.

Воспитатель ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда»

Публикации по теме:

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 22:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Нина Прохладина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД