Нина Прохладина
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая технология, как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ»
Однообразная учебная, воспитательная деятельность в течение дня ухудшает самочувствие детей с ОВЗ, снижает их активность. Дети с ОВЗ соматически ослаблены. Поэтому задача воспитателя в группе строить учебно-воспитательный процесс так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью учащихся. Активное внедрение здоровьесберегающей технологии в обучение детей с ОВЗ ведет к снижению заболеваемости, улучшению микроклимата в детском коллективе, улучшает эмоциональный фон. Игра как один из факторов здоровьясбережения играет в этом процессе немаловажную роль. Кроме динамических пауз, физкультминуток, прогулок, свободной деятельности игра является здоровьесберегающим фактором в обучении и развитии детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. Она помогает активизировать учебный процесс, освоить учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие школьников на занятиях.
Публикация «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность.
Значение игровой технологии состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, ИГРА способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.
Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования учреждения и уровня развития детей.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализации в игре человеческой практики;
- игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру процесса игры входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические. При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
• Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;
• Учёт структуры дефекта;
• Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
• Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
• Соответствие коррекционной цели занятия;
• Учёт принципа смены видов деятельности;
• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Значение игры при правильном руководстве:
• способ обучения,
• деятельностью для реализации творчества,
• метод терапии,
• первый шаг социализации ребенка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
• знания методики игровой деятельности,
• профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр,
• учета возрастных и индивидуальных возможностей.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков,
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций,
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения,
• формирование социальных навыков и социализации,
• обеспечение эмоциональной разрядки.
Целевые аспекты игровых технологий :
• Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;
• Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;
• Развивающие : развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;
• Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Эти качества, в процессе специальных занятий дают ребенку:
• возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли
• быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)
• прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
• для освоения темы или содержания изучаемого материала,
• в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Задачи игровой технологии :
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Игровая технология также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Виды педагогических игр и их различия:
1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;
2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.
Чтобы определить роль и место игры на занятии, воспитатель должен знать функции и классификации педагогических игр. Существуют различные технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология — одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.
По мнению С. А. Шмакова (Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М. : Новая школа, 1994); как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
1. Развлекательная.
2. Коммуникативная.
3. Функция самореализации.
4. Игротерапевтическая.
5. Диагностическая.
6. Коррекционная.
7. Функция межнациональной коммуникации.
8. Функция социализации.
Рекреационноая функция - На фоне больших затрат физических, психических и интеллектуальных игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т. е. реализуется рекреационная функция.
Игры бывают разные: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-общение, игра-труд, словесные, художественные, музыкальные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.
Игровые технологии :
Физкультминутки. Чтобы дети отдохнули во время занятия и лучше усвоили учебный материал.
Например, тематические физкультминутки:
• «По-порядку становись». Детям раздаются воздушные шары (мячи, карточки) с написанными на них цифрами. По команде дети выстраиваются по порядку.
• «Топайте-хлопайте». Детям за экраном (на слух) дается задание: «Топайте 5 раз», «Хлопайте 8 раз» и т. д.
• «Подбери картинку». Воспитатель раздает детям иллюстрации домашних животных, а на ковре раскладывает изображения того, что дают человеку домашние животные и птицы. По команде ребята подбирают соответствующие картинки.
Дидактические игры. Дети к ним проявляют большой интерес.
Например:
• «Собери вагончики», «Угадай»,
• «Волшебное яйцо». (Можно использовать на любом занятии.)
Материал игры: упаковки от шоколадных яиц с заданиями, волшебный мешочек.
Содержание игры. Учащиеся по очереди тянут из мешочка «яйцо» с заданием и выполняют его.
Развлечения доставляют детям особую радость и удовольствие, вызывают положительные эмоции. Такие развлечения не проходят статично. Дети с ОВЗ активны, свободны в движениях. Такие занятия дают особый положительный результат.
Важно, чтобы игра была занимательной, интересной и действительно была игрой— тогда, ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и обобщаться. Чем интереснее игровые действия, используемые педагогом на занятиях, тем незаметнее и эффективнее ребята закрепляют, систематизируют полученные знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании современных технологий воспитатель помогает ребенку с ОВЗ укреплять здоровье, корректировать различные нарушения, готовит детей к социальной адаптации в обществе. Очень важно и актуально применение этих технологий в работе с детьми с ОВЗ, так как игра-это наиболее близкая и естественная форма обучения для ребенка.
Прохладина Н. В.
Воспитатель ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда»