Наталья Зинова
«Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и фразах». Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
- уточнить артикуляцию звука [ш], развивать фонематический слух, звуковой анализ на основе определения места звука [ш] в слове, навыки словообразования; развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику, воспитывать стремление говорить правильно, формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, звуковая схема; предметные картинки со звуком [ш]; мяч су-джок, опорная схема для проведения нейрогимнастики.
Ход занятия:
1. Организационный момент
–Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
- Посмотри на экран, я называю гостя, а ты говоришь да или нет. Это мысонок? Это мышонок? Это мыфонок? Это мышонок? Это мыхонок? Это мышонок?
– Верно, это мышонок. Он идет искать свою сестру Машу, поможем мышонку? Сегодня на занятии мы с будем помогать мышонку и учится правильно говорить звук [ш] в слогах, словах и фразах.
2. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и аккустическим признакам.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх)
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]?
Поднесем ладонь ко рту и произнесем по звук шшшш.
– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.
Характеристика по акустическим признакам.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложи руку к горлу, скажем шшш. Голосок спит или поет?
– Верно, спит. Значит звук [ш] глухой.
– Звук [ш] какой он: гласный или согласный? Как ты догадалась?
– Правильно, звук [ш] согласный.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это всегда твердый, глухой, согласный звук.
3. Артикуляционная гимнастика
– Сейчас я расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок. Он никому не говорил “Доброе утро”. Рассердились на него все друзья и не захотели с ним дружить и мама посоветовала ему быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и встретиться с друзьями. Шел и увидел зайчика, который спрятался за забором.
Упражнение «Забор»
Подошел он к зайчику и громко пропищал: “Доброе утро!” Заяц улыбнулся и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
Упражнение «Бублик»
Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А он все бегал и кричал: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и сел.
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают. Подбежал к ним мышонок и сказал: «Доброе утро!», они обрадовались ему и пригласили на чай с вареньем.
Упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье».
4. Формирование фонематических представлений.
У мышонка есть друзья, которые вместе с нами помогают ему искать Машу. Поможем сесть в поезд друзьям, билеты есть у тех, у кого в названии есть звук [ш].
5. Произношение звука [ш] в слогах.
– Мы забыли узнать имя нашего мышонка. Для того, чтобы узнать имя мышонка, выполним упражнение. Смотри на картинки, если большой палец вверх, говори слог шу, если указательный, то слог ша (шу, ша, шу, ша). Догадалась, какое имя у мышонка. Верно, его зовут Шуша.
Мы попали в осенний лес. Наш гость Шуша очень любит шорох листьев. Как шелестят листья?
6. Произношение звука [ш] в словах.
– Идем дальше, надо построить мост через речку. Называй картинки на досках.
– Мост готов, идем дальше.
Игра «Что лишнее?»
– Спросим у совы дорогу, ответим на ее вопросы «Что лишнее?» Отвечай полным предложением.
– Теперь пройдем по лабиринту, называя картинки.
7. Физкультминутка
– Мышонок Шуша очень любит играть с мячом, но не обычным мячом, а су-джок. Давай и мы встанем и немного поиграем с мячом су-джок. Игра «Вышли мыши».
8. Развитие звукового анализа и синтеза.
– Мы будем распределять картинки на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова.
9. Произношение звука [ш] в предложения (приложение №1).
– Шуша приготовил для Маши подарки и положил их в мешок. Посмотрим, что в мешке у Шуши.
- Молодец.
10. Образование относительных прилагательных.
– Вот мы и помогли найти мышонку его сестру Машу. Маша приготовила для брата угощение. Он обожает варенье из вишни. Значит, варенье какое?
– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?
– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?
– Пшенная.
– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?
- Верно, шоколадное.
11. Итог занятия.
– Кто сегодня к нам приходил в гости?
– Какой звук мы учились говорить правильно?
– Правильно, звук [ш].
– Вспомни и назови слова со звуком [ш].
– Что тебе понравилось? Что показалось трудным?
Наш гость, Мышонок Шуша, остался очень доволен и приготовил для тебя подарок за помощь в поисках Маши (воздушный шар и карандаши).