Наталья Зинова
Консультация для педагогов «Мультисенсорные технологии в логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Под мультисенсорной средой понимается организованное специальным образом пространство, которое оснащено различными стимуляторами, способствующими развитию и коррекции высших психических функций. Данное оборудование воздействует на все анализаторы, вестибулярный аппарат, способствует развитию речевых процессов, коррекции личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, создает положительно-эмоциональную атмосферу на логопедических занятиях.
Коррекционное обучение этих детей требует специфических подходов, которые предусматривают перманентную эмоциональную поддержку на логопедических занятиях. Зачастую ни старания учителя-логопеда, ни отличное владение методикой логопедического воздействия бывает недостаточно для высокой мотивации детей к занятиям: их утомляет ежедневное многократное проговаривание речевого материала, особенно если у ребенка также присутствуют поведенческие проблемы. Как следствие интерес к логопедическим занятиям снижается, мотивация падает, что обуславливает и отсутствие положительной динамики уровня речевого развития детей с ОВЗ. В то же время результаты логопедической работы могут быть значительно выше, если она побуждается не внешними («я делаю, потому что так надо, так требуют», а внутренними мотивами («я делаю, потому что я хочу, мне интересно»).
Мультисенсорное оборудование имеет мощный коррекционно-развивающий, коррекционно-образовательный и профилактический потенциал. Яркость, интерактивность, оригинальность, привлекательность данного современного оборудования способствует быстрому установлению эмоционально-положительного контакта ребенка со специалистом. Это повышает уровень доверия к логопеду, погружает детей с нарушениями речи в атмосферу игры, повышает мотивацию к активному выполнению определенной речевой задачи.
Необходимо помнить, что одновременное предъявление большого числа различных раздражителей может вызвать у детей с ОВЗ отрицательные эмоции и даже негативизм.
В ходе коррекционно-логопедической работы специалисты используют как активизирующие, так и релаксационные приемы. Релаксационный блок базируется на сочетании музыки и света, сопровождающих проведение упражнений на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Позитивные эмоции при прослушивании медленной спокойной музыки или звуков природы повышают концентрацию внимания, положительно влияют на функционирование центральной нервной системы.
Важным фактором формирования правильной артикуляции является целенаправленная сильная и длительная воздушная струя. У детей с тяжелой речевой патологией дыхание неритмично и поверхностно, объем выдоха во время речи настолько недостаточен, что его не хватает на произнесение полной фразы. В мультисенсорной среде эффективным средством для развития речевого дыхания служат подвесные модули.
Можно изготовить шатер из разноцветных шелковых лент, которые спускаются вниз, будто струи воды. Обычно детям приятно их перебирать в руках, сквозь ленты можно проходить, касаясь их лицом и телом. Для развития сильного плавного ротового выдоха и укрепления губных мышц дети дуют на разноцветные «струи», при этом стимулируются тактильно-осязательные ощущения, совершенствуется восприятие пространства, осознание схемы собственного тела.
Песочная игротерапия как технология в системе логопедического воздействия не только нормализует психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ, но и развивает их речь, тесно связанные с ней интеллектуально-творческие способности, произвольность поведения, аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга, коммуникацию и сотрудничество.
Речь ребенка во многом зависит от степени сформированности дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Частички песка активизируют рецепторы на кончиках ладоней и пальцев рук, стимулируя соседствующие с моторными зонами речевые области в корковых структурах головного мозга. Погружение в песок двух рук, а не только одной ведущей руки (как при работе на листе бумаги, уменьшает мышечное и эмоциональное напряжение, а также естественным образом совершенствует мелкую моторику кистей и пальцев рук детей с ОВЗ.
Приведем примеры некоторых логопедических игр на автоматизацию звуков:
с использованием песочной терапии:
«Горочка» (набрать песок в руку и насыпать импровизированную горку, произнося автоматизируемый звук,
«Спрячь игрушку» (сыпать песок на игрушку, проговаривая отрабатываемый звук,
«Дорожка» (шагать пальцами по сделанным дорожкам: зигзаг, волна, спираль, геометрические фигуры и др., произнося коррегируемый звук,
«Найди игрушку» (искать рукой или пальчиком в толще песка игрушки, автоматизируя нужный звук).
Можно рисовать пальчиками буквы, слоги и слова в мельчайшем песке. При этом используются различные техники рисования: ладонью, кулаком, ребром большого пальца, мизинцами, щепотью, одним пальцем, одновременно несколькими пальцами, по трафарету, с использованием различных предметов.
Интересны игры с шариками как сенсорными эталонами, при этом активизируется и расширяется словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, форму, фактуру. В рамках отрабатываемых лексических тем или автоматизируемых звуков в толщу шариков-волн можно также спрятать небольшие игрушки или картинки, которые дети ищут, ориентируясь либо на определенный звук, либо на количество слогов и т. п.
Эффективны игры с шариками и для развития математических представлений детей: происходит активизация речи в процессе называния количества, множеств, составления и решения простейших арифметических вербальных задач.
Кресла-мешки, заполненные шариками, являются наиболее оптимальной «мебелью» для мультисенсорной среды, поскольку эти изделия облегают тело пользователя, точно повторяя его контуры, и фиксируют выбранное положение. Благодаря этому достигается максимальное расслабление мышц, удобная поза в течение всего занятия, что особенно актуально для детей с ДЦП. Также кресла-мешки эффективны в работе с детьми-логопатами, имеющими СДВГ или РАС, поскольку мягко взаимодействуют с проприоцептивной кинестетикой, предоставляя ребенку полную информацию о положении своего тела, устраняя внешние раздражители (от непонимания «Где я?», которое эти дети часто испытывают).
Таким образом, исследование показало, что мультисенсорное оборудование помогает осуществлять игровые действия, реализовать потребность детей с ОВЗ в игре и движениях в комфортных и безопасных коррекционно-развивающих условиях.
Литература
1. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст ]: методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 254с. – С. 165 – 236.
2. Карабанова, А. О. Игра в коррекции психического развития ребёнка [Текст] /А. О. Карабанова. - М. : Просвещение, 1997. – глава 11.
3. Титарь, А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате [Текст]: практическое пособие для ДОУ / А. И. Титарь. – М. : АРКТИ, 2008-88с.
4. Чистякова, М. И. Психогимнастика [ Текст ] / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 1990. – 127с.
5. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие / под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006. - 87 с.